Пятница, 20 Июня 2025, 20:52

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Файлы » а

Биография Алексея Ржевского
24 Февраля 2013, 20:18

Биография

В феврале 1759 года на глаза императрице Елизавете Петровне попался напечатанный в журнале «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» мадригал, который был посвящён актрисе итальянской труппы Либере Сакко, выступавшей в тот год с большим успехом на петербургской сцене.

Небесным пламенем глаза твои блистают,
Тень нежные лица черты нам представляют,
Прелестен взор очей, осанка несравненна.

Хоть неких дам язык клевещет тя хулою,
Но служит зависть их тебе лишь похвалою:
Ты истинно пленять сердца на свет рожденна.

Елизавета считала себя первой красавицей Петербурга и бывала недовольна, когда восхищались красотой какой-нибудь другой женщины. Кроме того, упоминание о «неких дамах» императрица приняла как намёк на свой счёт. Издатель получил выговор, а лист с «неприличными» стихами был вырезан из всех нераспроданных номеров журнала.

Автором вызвавшего такой переполох мадригала был двадцатидвухлетний гвардейский унтер-офицер Алексей Андреевич Ржевский, впервые выступивший в печати.

Затем в течение трёх лет в журналах, издаваемых Сумароковым и Херасковым, литературным учеником которых он был, Ржевский поместил 225 произведений - стансов, элегий, сонетов, рондо, притч, мадригалов, загадок. эпиграмм.

В лирике Ржевского представлены многие стихотворные жанры, форма его стихотворений зачастую виртуозна; то он пишет оду, составленную из одних односложных слов; то сонет, который можно было читать обычным порядком, затем читать только первые полустишия, наконец, только вторые полустишия - в результате получалось три сонета разного содержания.

В эти годы Ржевский был самым активным членом московского поэтического кружка Хераскова.

Друзья-поэты и любители поэзии ожидали, что талант Ржевского с годами будет мужать и крепнуть. Но в 1763 году его имя пропало со страниц журналов: он перестал писать.

В этом году на русский престол взошла новая императрица, Екатерина II. Потомку старинного дворянского рода удельных князей Ржевских открылся путь к чинам, и он, оставив перо поэта, ринулся в водоворот придворной жизни.

Как бы подводя итоги поэтической деятельности Ржевского, Н. И. Новиков в «опыте исторического словаря о российских писателях» в 1772 году отмечал, что стихотворения Ржевского «весьма хороши и изъявляют остроту его разума и способность к стихотворству. Стихотворство его чисто, слог текущи приятен, мысли остры, а изображения сильны и свободны.»

Постепенно Ржевский выдвинулся в первые ряды государственных деятелей, стал сенатором.

Ржевскому-сенатору посвятил послание Херасков. Он вспоминал прежние годы, дружеские беседы, скромную жизнь в деревне, главной прелестью которой были «простые» стихи. «Теперь... ты стал не тот», - утверждал Херасков и, говоря о нынешней жизни друга в кругу пышных и льстивых вельмож, спрашивал:

Спокойна ль жизнь твоя?
Из двух мне жизней в свете
Котору величать?
Ты скромен в сем ответе, -
Так лучше замолчать.

Видимо, Ржевский всё-таки не раз испытывал сомнения, правильно ли поступил он, променяв поэзию на роскошь царедворца. Он не порывал связей с литераторами - друзьями молодости. Позже он подружился с Державиным, который в оде «Счастливое семейство» воспел семейный очаг Ржевского. Изредка он и сам брался за перо, но вдохновение, так часто посещавшее Ржевского унтер-офицера, ни разу не снизошло к Ржевскому-вельможе.

Стихи Ржевского никогда не были собраны вместе и изданы отдельной книгой - они так и остались забытыми на страницах старых журналов.

Один из современников посвятил Ржевскому такие стихи, выразив мнение многих друзей и читателей поэта:

Чертами многими нам Ржевский показал,
Что он к словесности похвальну страсть питал:
Он вкусом, знанием и слогом в ней блистал.
И, если б звание его не скрыло пышно,
В писателях его бы имя было слышно.

Вл. Муравьёв

Лиры и трубы. Русская поэзия XVIII века. М., «Дет. лит.», 1973


Принадлежал к старинному дворянскому роду. Видный масон (вступил в орден в 1782). Член Российской академии (с 1783). Участвовал в составлении Академического словаря.

Вошёл в литературу как поэт сумароковской школы. Печатался с 1759 в журналах «Ежемесячные сочинения», «Трудолюбивая пчела» и др. Писал басни,оды, эпиграммы, загадки, сонеты, но основное в его наследии - стансы и элегии, в которых преобладают мотивы неразделённой любви и суеты земного.

В стихах Ржевского ощутимы первые веяния зарождавшегося сентиментализма. Ржевский внёс в поэзию «извитие словес» - сознательную, порой нарочитую игру словом.

Трагедии Ржевского «Прелеста» (до нас не дошла), «Подложный Смердий» шли в театре, но напечатаны не были.

«Краткая Литературная Энциклопедия», 1972-78


РЖЕВСКИЙ Алексей Андреевич [1737—1804] — популярный в XVIII в. лирический поэт, член Российской академии, видный масон. Происходил из старинного дворянского рода. Его кратковременная литературная деятельность [1759—1763] носит отпечаток аристократического дилетантства. Блестящая придворная карьера в царствование Екатерины II заглушила в Ржевском писателя: за всю последующую жизнь он написал всего несколько од и две трагедии: «Прелеста» и «Смердий» (ставились на сцене, напечатаны не были).

Поэтическое наследие Ржевского отличается богатством жанров: он писал оды — торжественные и анакреонтические, элегии, идиллии, стансы, сонеты, эклоги, басни, притчи и т. д. По своему литературному направлению Ржевский примыкал к группеСумарокова и на первом этапе своего творчества сильно ему подражал. Оды Ржевского, посвящённые императорам, царствования которых он пережил, шаблонны; лучшие его произведения — стансы и элегии. В них преобладают мотивы неразделённой и тоскующей любви и грусти о непостоянстве и суете всего земного. Лирика Ржевского всегда соединена с дидактикой и является отголоском его масонских взглядов. Проповедь рационалистической добродетели, умеренности и внутреннего самоусовершенствования сочетается с признанием неизбежности желаний и страстей; истинное блаженство даёт лишь душевное спокойствие, доступное человеку на всех без различия ступенях социальной лестницы; конечное успокоение и свободу даёт смерть.

Внутренняя сосредоточенность некоторой части лирики Ржевского выгодно выделяет её на бравурном фоне торжественной поэзии его эпохи; однако образами и красками она не богата. Идейная опустошённость привела Ржевского к преобладанию в его творчестве формы над содержанием. Ржевский внёс в поэзию ряд сложных литературных приёмов: стихотворение-период, построенное по типу загадки, стихотворение, читаемое с разным расположением строк, ода из односложных слов и т. п., подчёркнутые ухищрения стиля.

Стихотворения Ржевского печатались в журналах «Трудолюбивая пчела» и «Ежемесячные сочинения» [1759], «Полезное увеселение» [1760—1762] и «Свободные часы» [1763]; отдельным собранием изданы не были.

Библиография: II. Русский биографический словарь, т. Рейтерн — Рольцберг, СПБ, 1913 (статья без подписи); Гуковский Гр., Ржевский, в его книге: Русская поэзия XVIII в., Л., 1927 (Вопросы поэтики, вып. X).

III. Венгеров С. А., Русская поэзия, вып. VI, СПБ, 1897.

Категория: а | Добавил: explorer
Просмотров: 635 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
загрузка...