Воскресенье, 19 Мая 2024, 11:42

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Файлы » а

Биография Василия Капниста
23 Февраля 2013, 18:00

КАПНИСТ В. В.
(статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907)

Капнист (Василий Васильевич) — поэт и выдающийся драматург, род. в 1757 в имении Обуховка Миргородского уезда, Полтавской губернии.

Пятнадцати лет приехал в Петербург и зачислился капралом в измайловский полк; усердно посещал полковую школу, находившуюся под покровительством просвещённого А. Бибикова — «охотника до наук и особо до стихотворства». Здесь он близко сошёлся с Н. А. Львовым.

В 1772 г. Капнист Перешёл в преображенский полк, где через три года получил первый офицерский чин и подружился сДержавиным.

В годы пребывания в столице Капнист усиленно старался пополнить своё домашнее образование изучением древних и западноевроп. языков и классиков, а также ознакомлением с произведениями ЛомоносоваКантемираСумарокова. Тогда же он впервые вступил на путь переводного стихотворства.

В 1782 г. он был избран предводителем дворянства Миргородского уезда, но в том же году, при посредничестве Львова, получил место при главном почтовом управлении.

В 1785 он был избран киевским дворянством в губернские предводители, а через два года был назначен главным надзирателем киевского шелковичного завода.

В 1799 Капнист был причислен к театральной дирекции по заведованию русской труппой. Он много сделал для оживления русской сцены, вызвав из Москвы известных артистов — Шушерина, Сахарова, Пономарёва.

В 1802 Капнист был утверждён генеральным судьей 1-го департамента полтавского генерального суда, а с 1812 по 1818 числился по министерству народного просвещения.

Путешествуя в 1819 по Крымскому полуострову, он обратил внимание на разрушение местных древностей и истребление памятников старины и сделал о том представление кн. Голицыну, что имело своим последствием командировку в Тавриду академика Келлера и архитектора Паскаля.

В 1822 Капнист был избран в губернские предводители дворянства Полтавской губ., а 28-го октября следующего года скончался в воспетой им Обуховке.

Капнист был женат на Александре Алексеевне Дьяковой, сестре жены Львова и жены Державина. К кружку этих трёх писателей примкнули ещё ХемницерБогданович и Оленин.

Первое произведение Капниста — ода, на франц. языке, по поводу мира с Турцией (1775). Позже он сам определил её так: «преглупая ода, писанная сочинителем на 17-м году его возраста, что однако ж он ни себе, ни глупому своему произведению в извинение не ставит».

Внимание читающей публики Капнист обратил на себя впервые напечатанной в июньской кн. «С.-Петербургского Вестника» (1780) «Сатирой первой», перепечатанной впоследствии в «Собр. Люб. Pocc. Слов.», под загл. «Сатира первая и последняя». Капнист высказывает здесь резкие суждения и колкие замечания относительно некоторых литературных деятелей, которых он означает псевдонимами, достаточно прозрачными. Сатира вызвала полемику: неизвестный автор напечатал в том же «СПб. Вестнике»: «Письмо», в котором называет Капниста глупцом и дерзким ругателем и приводит цитаты из Буало, Фонвизина иСумарокова, как свидетельства плагиата.

В 1783 г. молодой литератор написал торжественную «Оду на рабство», которую, однако, решился напечатать лишь в 1806 г. В этом произведении Капнист является южнорусским патриотом, вспоминает прежнюю свободу Малороссии и оплакивает наложенные на родину оковы рабства. Поводом к написанию этой оды послужил указ Екатерины II о прикреплении крестьян к помещичьим землям в Киевском, Черниговском и Новгород-Северском наместничествах.

В 1786 новый указ Екатерины, повелевавший просителям именоваться «верноподданный», вместо прежнего «раб», побудил Капниста написать «Оду на истребление в России звания раба».

До 1796 имя Капниста встречается, затем, во многих повременных изданиях — «Новых ежемесячных сочинениях», «Московском журнале», «Аонидах» Карамзина. Его произведения как переводные, так и оригинальные пользовались популярностью и в публике, и среди лучших литературных кружков того времени. Шуточная ода Капниста: «Ответ Рафаэля певцу Фелицы» была доставлена Державину ещё в рукописи, под заглавием «Рапорт лейб-автору от екатеринославских муз трубочиста Василия Капниста». Назначение оды было указать Державину промахи в его стихотворении «Изображение Фелицы». Державинобиделся и отвечал резким письмом, где, между прочим, писал: «Ежели таковыми стихами подаришь ты потомство, то в самом деле прослывёшь парнасским трубочистом, который хотел чистить стих другим, а сам нечистотой своих был замаран». Приятельские отношения между поэтами, однако, не нарушились.

В 1796 Капнист издал первое собрание своих стихотворений с таким оригинальным двустишием на заголовке:

Капниста я прочёл и сердцем сокрушился, 
Зачем читать учился.

Через два года появляется на сцене главное литературное произведение Капниста — комедия «Ябеда». Эта комедия заняла выдающееся место в отечественном репертуаре и до появления на сцене «Горя от ума» и «Ревизора», имеющих, по своей обличительной тенденции, много общего с «Ябедой», пользовалась выдающимся успехом. «Ябеда» не отличается искусством техники, живостью действия и особой занимательностью; цель её — изобличение мздоимства, взяточничества и ябеды — господствует над содержанием и побуждает автора впадать иногда в шарж и утрировку. Его главные действующие лица — Провалов, Кривосудов, Хватайко и друг. — карикатурны; но Капнист метко попал в больное место современного ему общества и этим вызвал в чиновном мире бурю негодования. Пьеса, разрешённая имп. Павлом к постановке, была скоро снята с репертуара и даже при Александре I не сразу получила права гражданства. Бантыш-Каменский передаёт следующий эпизод, которому был сам свидетелем. Когда в 3 действии Хватайко поёт: «Бери, большой тут нет науки; бери, что только можно взять. На что ж привешены нам руки, как не на то, чтоб брать?» — зрители начали рукоплескать, и многие, обратясь к одному из присутствовавших в театре чиновников, громко называли его по имени и восклицали: «это вы! это вы!» Популярность «Ябеды» в начале текущего столетия была настолько велика, что некоторые выражения комедии обратились в поговорки.

Последующие переводные и подражательные драматические произведения Капниста не имеют значения; одной из них: «Станорев или мнимая неверность» сам автор посвятил следующую эпиграмму:

Никто не мог узнать из целого партера,
Кто в Станореве смел так осрамить Мольера;
Но общий и согласный свист
Всем показал, что то — Капнист.

Из лирических стихотворений Капниста, которые в своё время пользовались значительным успехом, лучшие: «В память береста» и «Обуховка», где автор обнаруживает много истинного чувства и богатый запас красок. Капнист пытался, несмотря на свою любовь к древним классикам, заменить гекзаметр, в переводе греческих и римских авторов, размером простонародных русских песен. Попытка эта не увенчалась успехом и не нашла себе подражателей.

Б. Глинский


КАПНИСТ Василий Васильевич, граф [1757—1824] — русский драматург. Родился в семье богатого украинского помещика, был в своё время губернским предводителем дворянства Киевской, а потом Полтавской губернии. Известен как автор комедии «Ябеда», поставленной в 1798 на сцене, но запрещённой после 4-го представления. В ней он примыкает к тому сатирико-дидактическому направлению, которое было особенно характерным для дворянской литературы второй половины XVIII в. Вышедшая в разгар репрессий Павла I, усиленно искоренявших «вольные мысли» (сам Капнист едва не был за неё отправлен в ссылку), «Ябеда» имела продолжительный успех. Она была направлена против взяток и беспорядков, процветавших в судах, и очень резко на них нападала: тип судьи, про которого говорится,

«Что и ошибкой он дел прямо не вершил, 
Что с кривды пошлиной карманы начинил, 
Что он законами лишь беззаконье удит»; 

самые судейские порядки, при которых любое дело, «как солнце будь, то будет, аки мрак»: пьяные судьи, которые в комедии распевают песню:

«Бери, большой тут нет науки, 
Бери, что только можно взять, 
На что ж привешены нам руки, 
Как не на то, чтоб брать, брать, брать», 

и фамилии персонажей (по обычной для XVIII в. манере выражавшие их основные качества: Кривосудов, Хапайко, Праволов) — всё это давало очень яркую картину судейских нравов и по существу не окупалось нравоучением, заложенным в комедии: «Законы святы, да исполнители — лихие супостаты...»

К этой же сатирической линии творчества Капниста примыкают и некоторые другие его произведения, в частности «Сатира первая и последняя», интересная своими язвительными нападками на современность и, между прочим, на литературные нравы. В творчестве Капниста заметна реакция дворянства против самодержавного произвола, жертвами которого часто становились и представители поместной интеллигенции. В таких, например, одах, как «Ода на рабство» (очень долго остававшейся ненапечатанной) или «Ода на истребление в России звания раба» (написанной им по поводу распоряжения Екатерины, чтобы русские обыватели в своих обращениях к верховной власти подписывались не рабами, а подданными), есть такое обращение к царям:

«На то ль даны вам скиптр, порфира, 
Чтоб были вы бичами мира 
И ваших чад могли губить? 
Воззрите вы на те народы, 
Где рабство тяготит людей; 
Где нет любезные свободы 
И раздаётся звук цепей» и т. д. 
 («Ода на рабство»). 

В позднейших произведениях Капниста эти мотивы — в связи с усилением реакции — сходят на-нет, и он примыкает к сентиментализму, малозначительным представителем которого и является в своих одах — нравоучительных, элегических, горацианских и анакреонтических. Капнист пользовался популярностью у современников, ценивших «глубокое душевное чувство и неизъяснимо прелестную унылость» в его лирике и «благородную любовь к добродетели и святую ненависть к пороку» — в сатире. Но уже Белинский в «Литературных мечтаниях» писал: «Теперь Капнист совершенно забыт... потому что едва заметные блёстки таланта ещё не могут спасти писателя от всепоглощающих волн Леты», и позднее: «Капнист.. злоупотреблял своей грустью и слезами, ибо грустил и плакал в одной и той же оде на нескольких страницах».

Библиография: I. Сочин. Капниста наиболее полно (но без «Оды на рабство», не помещённой по цензурным условиям) изд. А. Смирдиным в его серии «Полное собр. сочин. русских авторов», СПБ., 1849; Важнейшие оды, стихотворения и сатира, со ст. В. И. Саитова, «Русская поэзия XVIII в.», под ред. С. Венгерова, вып. IV, СПБ., 1894; см. также вып. VI.

II. Веселовский А. А., Капнист и Гораций (Эпизод из знакомства с классической литературой в конце XVIII, начале XIX вв.), «Изв. Отд. русск. яз. и словесн. Акад. наук», т. XV, кн. I, 1910; Его же, Капнист — переводчик Горация (Классический мир в представлении русского писателя первой половины XVIII в.), там же, т. XIX, кн. I, 1914.

Категория: а | Добавил: explorer
Просмотров: 519 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
загрузка...