Воскресенье, 19 Мая 2024, 11:01

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Файлы » а

Биография Рюрика Ивнева
23 Февраля 2013, 17:23

Биография

Родился Михаил Александрович Ковалёв 11 (23) февраля 1891 в Тифлисе в дворянской семье. Отец поэта - офицер русской армии, юрист по образованию, служил помощником прокурора Кавказского Военно-Окружного суда. Мать тоже происходила из военной среды: её отец - полковник Принц, предки которого являлись выходцами из Голландии, приехавшими в Россию ещё во времена Петра и верно служившими русской короне.

Когда Мише Ковалёву исполнилось три года, умер его отец. На руках матери, женщины редкого ума, красоты, твёрдого характера оказалось двое маленьких сыновей. Чтобы дать им образование, она вынуждена была искать заработок и вскоре ей удалось получить место начальницы женской гимназии в городе Карсе.

Согласно семейной традиции, решено было готовить сына к военной карьере - с 1900 по 1908 г. Михаил Ковалев учился в Тифлисском военном корпусе. Годы пребывания в кадетском корпусе были важным этапом в духовном развитии будущего поэта. В это время он знакомится с творчеством ПушкинаЛермонтоваА. К. Толстого, проявляет интерес к современной поэзии, стихам БлокаБрюсоваИ. АнненскогоБальмонтаВяч. Иванова.

Под влиянием событий революции 1905 г. юноша решает не продолжать военное образование: окончив кадетский корпус, идёт не в юнкерское училище, а поступает в Петербургский университет на юридический факультет, перейдя затем в Московский университет. В коллективном студенческом сборнике 1909 появляется его первое опубликованное произведение «В наши дни», проникнутое нотами разочарования и усталости, характерными для времени реакции, наступившей после подавления революции 1905.

В январе 1912 на страницах большевистской газеты «Звезда» появляются его стихи, обличающие мораль «сытых»:«Веселитесь! Звените бокалом вина!»

По этим первым публикациям, казалось, можно говорить о появлении ещё одного поэта-демократа, сотрудника большевистских газет. Однако подобное заключение было бы преждевременным. Через год, в 1913, выходит в свет первая книга сборника «Самосожжение», подписанная псевдонимом «Рюрик Ивнев», где поэт предстаёт как типичный представитель модернизма. Лирический герой сборника - разочарованный, усталый, сосредоточенный на сугубо личных переживаниях, чувствующий себя ничтожным, обречённым на гибель.

Я - раб, незнающий и жалкий, 
Я - тела бледного комок. 
Удар приму от злобной палки, 
Дрожа от головы до ног. 

Поэт, надеясь на духовное исцеление, обращается к Богу («Тебе, Создатель, я молюсь...», 1912). Но и в вере он не находит исхода:

Я танцую на острой бритве, 
Я пою изрезанным ртом, 
И заброшен мой молитвенник, 
Надо мною не плачет никто. 

Эти стихи помещены в издании, объединяющем три книги «Самосожжения» (1913 - 1916).

Те же темы, образы, тот же духовный потенциал сохраняется и в сборнике «Золото смерти»:

О, как мне жить? Как мыслить? Как дышать? 
Как может сердце действовать и биться. 
Ты видишь - лишь высчитывать, да лгать... 
Да в жалкие слова могу рядиться. 

В некоторых стихотворениях этих лет встречается намек на то, что душа поэта в какой-то мере открыта впечатлениям окружающего его мира:

Вот солнце льёт сквозь облако лучи, 
И я глаза закрыл, как перед смертью. 
Благодарю Тебя за то, что научил 
Любить униженных и каторжникам верить. 

Лирический герой стремится уйти из страшного мира, где царит тлен и гибель, призывает «двуногих, обросших шерстью», осознать ужас своего существования и думать о втором пришествии. В этих стихах Рюрик Ивнев - типичный представитель декадентства. Его сборники замечены, перед ним открываются двери петербургских литературных салонов, он знакомится сБлоком. В 1915 Рюрик встречается с Есениным; эта встреча положила начало многолетним дружеским отношениям. Под впечатлением первых встреч Р. Ивнев посвящает Есенину стихотворение и вручает его ему 27 марта 1915. В свою очередьЕсенин ответил стихотворением «Рюрику Ивневу» («Я одену тебя побирушкой...»), в котором виден отклик на стихотворение Рюрика Ивнева «Я надену колпак дурацкий»:

Я одену тебя побирушкой, 
Подпояшу оструганным лыком, 
Упираяся толстою клюшкой, 
Уходи ты к лесным повиликам. 

Есенин здесь ухватил главное в раннем Рюрике Ивневе - страстные, отчаянные поиски выхода, своего пути.

В воспоминаниях Рюрика Ивнева о Есенине содержится драгоценное свидетельство, опровергающее расхожие мнения оЕсенине как о малообразованном поэте-самородке из народа, недостаточно знакомом с лучшими образцами русской поэзии. По свидетельству Рюрика Ивнева, Есенин хорошо знал произведения поэтов XIX в. и своих современников. В присутствии правнука поэта Баратынского «тут же прочёл несколько стихотворений Е. Баратынского». Дружба Есенина с Рюриком Ивневым, как видно из этих свидетельств, во многом была основана на общей любви к поэзии, к мастерам поэтического слова.

Наступившую Февральскую революцию Рюрик Ивнев встретил восторженно. Также восторженно приветствовал поэт и Октябрьскую революцию:

Весь твой я, клокочущий Смольный, 
С другими - постыдно мне быть. 

Очевидец революционных событий, он запечатлел их в ряде стихотворений («Петроград», 1918; «Народ», 1918 и др.). Значительной для поэта оказалась его встреча с А. В. Луначарским. Вначале - взволнованный и восхищённый слушатель блестящих выступлений Луначарского, затем - его добровольный помощник, наконец - его официальный секретарь, Рюрик Ивнев весь отдаётся деятельности, направленной на укрепление советской власти. Он - корреспондент газеты «Известия ВЦИК», член коллегии по организации Красной Армии, сотрудник агитационно-пропагандистского отдела РККА. Летом 1919 поэт в составе агитпоезда едет по стране, агитируя за советскую власть, за ленинскую политику.

Позицию Рюрика Ивнева, его деятельность высоко оценил А. В. Луначарский. В письме к В. Я. Брюсову 4 декабря 1920 г. он писал: «...т. Ивнев уже по одному тому, что он буквально в самый день Октябрьской революции явился ко мне с предложением своих услуг по немедленному налаживанию связи между Советской властью и лучшей частью интеллигенции, по тому, что он с большим мужеством в один из ближайших к революции дней выступил с горячей защитой в то время отвергаемой почти всей интеллигенцией новой власти, заслужил самое внимательное к себе отношение».

Луначарский рекомендует стихотворения Рюрика Ивнева к изданию. Однако содержание следующего сборника поэта «Солнце во гробе» вряд ли могло удовлетворить новую власть. Стихотворения, вошедшие в сборник, свидетельствуют о душевном смятении поэта, который снова хочет уйти от мира, затеряться в просторах Родины странником. Книга, включающая 25 стихотворений, в отборе которых принимал участие Есенин, открывается строками, датированными «7 ноября 1920, Москва, Петербург (дорога)»:

По изрытым как оспа дорогам 
Судорожно мечется 
Душа - проклятая, оставленная Богом, 
Ещё теплая от ласк вечера. 

«Отравленный жалом свободы» поэт взволнован тем, что он, так же «как государства и как народы», «отвернулся от креста».

Сборник «Солнце во гробе» вышел в издании имажинистов, в группе которых Рюрик Ивнев некоторое время состоял, однако вскоре разорвал с ними.

В наследии поэта - ряд больших прозаических произведений, среди которых наибольший интерес представляют автобиографические повести «Богема» и «У подножия Мтацминды». Много внимания уделял Рюрик Ивнев и переводам, перевёл, в частности, поэму Низами «Семь красавиц», эпос осетинского народа «Нарты». Но главным в его творчестве оставалась лирика.

Как спецкор «Огонька» он много путешествует по стране - и эти впечатления находят отклик в его стихотворениях: «Дагестан» (1947), «Прощание с Камчаткой» (1939), «Бакинское утро» (1942), «Сибирь» (1928), «В Южной Осетии» (1946). Особенно проникновенны стихотворения Рюрика Ивнева, посвящённые Грузии, земле, где похоронена его мать, Тифлису, где он родился («Пушкин в Грузии» (1937); «В большой Москве часы и дни считаю...» (1938); «Грузии» (1938); «Могу ли я забыть...» (1939); «Кура» (1943); «Тбилиси» (1947) и др.).

Много проникновенных строк посвятил Рюрик Ивнев своей матери («Ни ограды, ни надгробных плит...» (1941), «Не мучь меня, о солнце золотое!» (1947), «Матери» (1947, 1949 и 1952), «Образ матери» (1953) и др.).

В стихах 40-70-х гг. Рюрик Ивнев выступает как мастер ясного, прозрачного стиха, традиционного в своей основе, истоки которого близки поэтам XIX в.

Говоря о Рюрике Ивневе трёх последних десятилетий его жизни, нельзя не сказать о стихах, посвящённых природе. Поэт ощущает своё глубокое родство со всем живым на земле, стремится понять язык природы, слиться с нею («Листья» (1945); «Наедине с природой» (1967); «Проносятся птицы» (1959); «В тиши глубокой Подмосковья...» (1960); «Всё позабыть и помнить только то...» (1947) и др.).

Не часты у Рюрика Ивнева обращения к событиям действительности, к своим современникам. Исключение составляют несколько стихотворений, написанных в годы Великой Отечественной войны («Красной Армии» (1943); «В госпитале» (1943); «Киев наш» (1943); «Письмо солдата» (1944)), стихотворения, посвящённые С. Есенину и Павлу Васильеву.

Поэтический мир зрелого Рюрика Ивнева - природа и любовь, заключающие в себе тайну и дающие счастье, несмотря на потери и утраты.

Последнее стихотворение Рюрик Ивнев написал за несколько часов до смерти:

Из-под ног уплывает земля, - 
Это плохо и хорошо. 
Это значит, что мысленно я 
От неё далеко отошёл. 
Это значит, что сердцу в груди 
Стало тесно, как в тёмном углу. 
Это значит, что всё впереди, - 
Но уже на другом берегу. 

Умер Рюрик Ивнев 19 февраля 1981.


ИВНЕВ Рюрик (псевдоним Михаила Александровича Ковалёва) [1893-] - поэт и беллетрист. Родился в Тифлисе, в семье офицера. Первый сборник стихотворений («Самосожжение», лист первый) выпустил в 1912 в Петербурге, первый роман - «Несчастный ангел» - в 1917. Вместе с Есениным, Мариенгофом и Шершеневичем основал в 1919 поэтическую школу имажинистов. Как имажинист Ивнев впрочем не типичен: его поэтика, в основном сложившаяся ещё в дореволюционный период творчества (сборники «Самосожжение», листы первый - четвёртый, «Пламя пышет золотом смерти» и в период имажинизма сборник - «Солнце во гробе»), остаётся более простой и эмоционально непосредственной, чем произведения «метров» школы - Шершеневича и Мариенгофа. Поэзия Ивнева выражает психоидеологию упадочной мелкобуржуазной богемы, бегущей от революционной действительности и замкнувшейся в кругу интимных и пессимистических переживаний. Творчество Ивнева характеризуется чертами глубокого декаданса, не случайно напоминая некоторые мотивы поэзии Бодлера. В своих романах, рисующих быт и психологию богемы и бывших людей в советских условиях («Любовь без любви», М., 1925, «Открытый дом», Л., 1927), Ивнев констатирует тот тупик, в который упёрлась эта группа, но не видит надлежащего выхода из него. «Герой романа» (Л., 1928) представляет собой типичного приспособленца, относящегося к людям как к средству для достижения своих личных целей. Чрезвычайно характерно, что этого беспредельного индивидуалиста, типичного представителя оформляющейся новой буржуазии, - сам автор считает человеком, созвучным эпохе. Прозаическое письмо Ивнева отличается неровностью, скользя от метких и тонких психологических штрихов к риторическим, порой тривиальным сентенциям.

Библиография: I. Кроме указанного: Осада монастыря, сб. «Имажинисты», М., 1925; мелкие лирические стихотворения в сборниках: «Мы», «Явь», «Конница бурь», М., 1920, и др.

II. Гусман Б., Сто поэтов, Тверь, 1923; Шершеневич В., Кому я жму руку, М., 1924; Сакулин, Предисловие к роману «Любовь без любви»; рецензии в «Красной нови», 1927, № 2 (П. Жучров), «Комсомольск. правде», 1928, № 266 (Б. Киреев); Ермилов В., Буржуазная и попутническая литература, «Ежегодник лит-ры и искусства» за 1929. См. также библиографию к ст. «Имажинизм».

Категория: а | Добавил: explorer
Просмотров: 724 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
загрузка...