Воскресенье, 19 Мая 2024, 06:41

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Файлы » а

Биография Николая Тихонова
25 Февраля 2013, 13:17

Биография

Тихонов Николай Семёнович - русский писатель, общественный деятель.

Социальное происхождение - из мещан. Окончил Петербургскую Торговую школу (1911). В юности испытал исступлённое увлечение литературой. Служил писцом в Главном морском хозяйственном управлении. С 1915 участвовал в 1-й мировой войне, 1914-1918, был гусаром. С 1918 по 1922 Тихонов - в Красной Армии, после демобилизации жил в Ленинграде.

В 1920 опубликовал поэму «Сами», герою которой - индусскому мальчику - автор сообщил волновавшие его чувства открытия мира через революцию, чувство «великого интернационализма». Все эти мотивы впервые вошли в советскую литературу с поэмой Тихонова. Так же, как и революционная романтика его баллад о героях-коммунистах («Баллада о гвоздях»«Баллада о синем пакете» и др.). Лучшим стихам из циклов «Орда, 1920-21» и «Брага, 1921-22» присущи романтическая острота сюжета, динамичность, эмоциональный накал, гиперболичность наряду с простотой и лаконизмом.

В 1924 написана поэма «Лицом к лицу», посвящённая В. И. Ленину. Характерное для поэта «восхищение перед людьми большой воли, перед героями» влекло его к поискам новых героев и новых тем. Это был период увлечения так же и формальными исканиями.

Поэзию романтики, борьбы заново открывают Тихонову поездки по Грузии, Армении, Средней Азии в 20-е-30-е гг.: стихотворный цикл «Юрга» (1930), сборник «Стихи о Кахетии» (1933), переводы грузинских поэтов.

Проза Тихонова тех же лет - сборники рассказов, повести - свидетельствует о живой наблюдательности, умении лепить характеры, юморе писателя.

В период советско-финской войны (1939-40) Тихонов руководит работой писателей при газете «На страже Родины», а позднее в условиях ленинградской блокады возглавляет группу писателей при Политуправлении Ленинградского фронта. Всей стране были известны военные стихи, поэмы, очерки Тихонова: поэма «Киров с нами» (1941; Государственная премия, 1942), книга стихов «Огненный год» (1942) и др.

После войны поэт воспевает мирную жизнь и дружбу народов (цикл стихов «Грузинская весна», 1948; Государственная премия, 1949).

Многолетнее участие Тихонова в международном движении борьбы за мир, поездки в страны Запада и Востока получили заметное отражение в его творчестве: циклы стихов «Два потока» (1951; Государственная премия, 1952) и др.

За книгу повестей и рассказов «Шесть колонн» (1968) Тихонову в 1970 была присуждена Ленинская премия.

Поэт остро чувствует диалектику покоя в движении, взаимопроницаемость мира и человека.

Поэтическая зоркость, «антикиплинговский» пафос, окрашенная в «восточный» колорит метафоричность образов - всё служит идее защиты прав освобождённых и борющихся за свободу народов Востока. Тихонову принадлежат многочисленные переводы с языков народов СССР, венгерского и др. языков.

Тихонов - председатель Советского комитета защиты мира, член Всемирного Совета Мира; депутат Верховного Совета СССР 2-8-го созывов; лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1957); Герой Социалистического Труд (1967); Секретарь СП СССР (с 1944).

Произведения Тихонова переведены на многие иностранные языки и языки народов СССР.

Краткая литературная энциклопедия, 1972


ТИХОНОВ Николай Семёнович [1896-] - поэт, прозаик и переводчик. Мать - крестьянка, отец - из мещан. Учился в городской и торговой школе. Участвовал в империалистической войне; в годы гражданской войны был в Красной армии. В 1921 приехал в Петроград, примкнул к литературному содружеству «Серапионовы братья» и целиком отдался литературной деятельности. Со времени организации Союза писателей ведёт большую работу в писательских организациях Ленинграда. В 1939 награждён орденом Ленина.

Писать Тихонов начал в 1914, но стал печататься только после Октябрьской революции. Его самые ранние произведения (см. «Стихотворения и поэмы в одном томе», 1935) и первые две книги стихов - «Брага» и «Орда» [1921-1922] - написаны под непосредственным влиянием поэтики акмеистов с их эстетическими принципами обнажённой конкретности, «представимости образа», смысловой точности слова, с пристрастием к предметной живописно-красочной детали, с их восприятием явлений жизни как самоценного поэтического факта. Но в отличие от творчества акмеистов уже первые сборники Тихонова насыщены революционным содержанием. Тихонов воспринимает революцию как бурное освобождение человеческой силы и энергии.

Лирический герой ранних его стихов, данный в абстрактно-условных тонах, носит печать романтического бунтарства, отверженности («блаженные бродяги перекрёстков»); это герой, вступающий в борьбу с устойчивым, косным бытом («Лавка» и др.).

В цикле своих баллад, сжатых и стремительных по форме, Тихонов воспевает романтику революционных битв, героизм рядовых бойцов, восхищаясь их простотой и упорством, непоколебимостью и выдержкой.

Смерть на посту, стойкое выполнение революционного долга расцениваются поэтом как высшие достоинства человека революции. Герои его баллад чужды разлада, раздвоенности, они не знают страха перед опасностью, нет предела их героизму («Мёртвые, прежде чем упасть, делают шаг вперёд»). Но эти баллады Тихонова, воспевающие революционную волю и мужество, часто насыщены абстрактно-романтическим пафосом и лишены конкретно-исторических черт эпохи.

Попыткой создания конкретной революционной поэмы, раскрытия интернационального значения Великой Октябрьской социалистической революции явилась замечательная поэма Тихонова «Сами» [1920], в которой через восприятие забитого индусского мальчика дан образ Ленина - друга и защитника угнетённых всего мира.

Дальнейшее творчество Тихонова характеризуется «поисками нового героя», героя будней, героя мирного строительства. «Отзвеневшая шпора» («Поиски героя») символизирует прошедшую эпоху гражданской войны, «прошлого звоны»; поэту нужен «герой неподдельно новый». Этот новый герой - «человек толпы», сапожник, «перемазанный ваксой Марат» («Поиски героя» - 1925), это - лудильщик из поэмы «Лицом к лицу» [1924] и т. д. Так в стихах и поэмах («Лицом к лицу», «Выра» и т. д.), в которых изображена взаимосвязь бытового и героического, исчезает герой баллад, «характер романтический и литературный», по выражению Тихонова, и на смену появляется реалистический герой, имеющий свою биографию, определённую профессию, наделённый бытовыми чертами. В творческой эволюции Тихонова книга его стихов «Поиски героя» явилась своеобразным усилением реалистических тенденций.

В том же реалистическом направлении идёт развенчание поэтом традиционной экзотики Востока:

Ананасы и тигры, султаны в кирасе,
Ожерелья из трупов, дворцы миража -
Это ты наплодила нам басен,
Кабинетная выдумка, дохлая ржа. 

 («Люди Ширама», 1930) 

(См. цикл стихов «Юрга», 1928-1930). 

Одновременно Тихонов упорно работает над формой стиха, над овладением «сложным словом». Суровый лаконизм ранних стихов, «баллады скорость голая, романтики откос», перестаёт удовлетворять поэта. Однако поиски полновесного художественного слова, совершенной формы идут у Тихонова в эти годы не по пути к овладению простотой и народностью поэзии, а по линии усложнённости поэтики. Стилевое своеобразие творчества Тихонова этой поры - в переключении и смешении различных смысловых, исторических планов, в употреблении образов, связанных между собой отдалённой смысловой ассоциацией, в обилии перифраз, условной гиперболизации, абстрагировании метафор и сравнений, в недосказанности, недоговоренности образа. Такие поэмы, как «Хам», «Дорога», «Шахматы», «Красные на Араксе», и многие стихотворения, благодаря чрезмерно усложнённой системе образов, строящихся на отдалённой смысловой связи, не дают единства поэтического впечатления и крайне трудны для восприятия. Создаётся нередко разлад между простотой, естественностью, обыденностью героя и усложнённостью, искусственностью формы его поэтического изображения, между стремлением заглянуть в глаза «трущобам, требующим слова», и условным языком поэта. Эти особенности тихоновской поэзии во многом являлись результатом своеобразного экспериментаторства поэта, поисков новых форм («Разведчик - я. Лишь нагибаю ветки, | Стволы рубцую знаками разведки, | Веду тропу - неутомим, | Чтобы товарищ меткий | Воспользовался опытом моим»). Свои творческие искания Тихонов продолжает в прозе, над которой он работает с 1927 года.

Проза Тихонова является органическим продолжением его поэзии, поэзии сюжетной и рационалистической по своему характеру. Кроме того в прозе Тихонова дано дальнейшее развитие намеченной в стихах проблематики: героизм рядового человека («Клинки и тачанки», «Начатые сыры» и др.), развенчивание честолюбия собственника, крах иллюзий простодушного мечтателя-мещанина («Река и шляпа», «Анофелес»), противопоставление высокому книжному героизму подлинной каждодневной героики («Вечный транзит). В прозе Тихонов также продолжает борьбу с выдуманным литературно-традиционным Востоком («Рискованный человек», «Кочевники»). Очерки «Кочевники» [1931], являющиеся итогом поездки Тихонова в Туркменистан, рисуют борьбу среднеазиатских народов за социалистическое переустройство своей жизни, героические будни советского Востока.

Особняком в прозе Тихонова в отношении тематики стоит его книга «Война» [1931], раскрывающая, как пишет автор в предисловии, «в небольшом условном повествовании, сбивающемся подчас на хронику, несколько трагических эпизодов так называемой газовой и огнемётной войны» с целью «...разоблачения подготовки будущей войны против Советского Союза». Эта книга, имеющая несомненное положительное значение в смысле постановки оборонной темы в нашей литературе, написана в несколько абстрактно-аллегорическом плане.

Своеобразие тихоновской прозы заключается прежде всего в сюжете его произведений, построенном обычно на исключительных, эксцентрических ситуациях, на случайных совпадениях, стирающих грань между реальностью и фантастикой. Соответственно этому и реалистический облик героя даётся иногда в гротескном плане. Реалистические тенденции отчётливее всего сказались в так называемой бессюжетной прозе Тихонова - в частности, в очерках «Кочевники».

Последние книги Тихонова - «Стихи о Кахетии» [1935], посвящённые людям и природе советского Кавказа, и «Тень друга» [1936] - стихи о Западной Европе, в которой поэт в образе «безработного», «молодого подпольщика», кузнеца и рыбака на «баррикадах Вены» узнаёт своего друга по борьбе за революцию («Но в тенях ночи запада / Тень друга я угадывал...»).

В этих последних сборниках Тихонов достигает значительно большей реалистической чёткости, выразительности стиха и во многом изживает формальную усложнённость предшествующих произведений. Прежняя рассудочность его поэзии заменяется лирической эмоциональностью, особенно в «Стихах о Кахетии», передающих сочный местный колорит.

В последние годы [1933-1937] привлекали внимание тихоновские переводы произведений современных грузинских поэтов на русский язык (см. «Стихотворения и поэмы в одном томе»).

Тихонов кроме того выступает как теоретик и критик советской поэзии (доклады на поэтических совещаниях, на 1-м Всесоюзном съезде писателей, на Парижском конгрессе защиты культуры и т. д.).

Библиография: I. Стихи: Орда, изд. «Островитяне», П., 1922; Брага, изд. «Круг», М. - П., 1922; Сами, Гиз, Л., 1924 (то же, 5-е изд., изд. «Советская литература», М., 1934); Двенадцать баллад, Гиз, Л., 1925; Красные на Араксе. Дорога. Лицом к лицу, Гиз, М. - Л., 1927; Поиски героя (Стихи 1923-1926), изд. «Прибой», Л., 1927; Поэмы, Гиз, М. - Л., 1928; Избранные стихи, изд. Б-ка «Огонёк», М., 1928; Избранные стихи, Ленгихл, Л., 1932; Избранные стихи, изд. «Федерация», М., 1932; Собрание стихотворений в 2-х томах, изд. «Прибой» - ГИХЛ, Л., 1930-1932 (том I, 2-е изд., ГИХЛ, Л. - М., 1931); Стихи о Кахетии, изд. «Советский писатель», М., 1935; Стихотворения и поэмы в одном томе, Гослитиздат, Л., 1935; Тень друга, Гослитиздат, Л., 1936. Проза: Рискованный человек, Рассказы, Гиз, Л., 1927 (то же, 2-е изд., изд. Писателей в Ленинграде, Л., 1932); Шесть туманов, Гиз, М. - Л., 1928 (в серии «Универс. б-ка»); Анофелес, изд. Писателей в Ленинграде, Л., 1930; Война, изд. Писателей в Ленинграде, 1931 (то же, 3-е изд., изд. Писателей в Ленинграде, 1933); Кочевники, изд. «Федерация», М., 1931 [то же, 3-е изд., изд. Писателей в Ленинграде, Л., 1933, то же, ГИХЛ (школьная серия), М. - Л., 1933]; Дискуссионный рассказ, изд. Б-ка «Огонёк», М., 1932; Клинки и тачанки, изд. Писателей в Ленинграде, Л., 1932; Чайхана у Ляби-Хоуза, изд. «Федерация», М., 1932; Избранные рассказы, Ленгихл, Л. - М., 1933; Клятва в тумане, изд. Писателей в Ленинграде, Л., 1933; Вечный транзит, изд. Писателей в Ленинграде, Л., 1934; Рассказы, изд. «Худож. литература», Л., 1935; Простые рассказы, Гослитиздат, Л., 1936; Друзья, киноповесть, изд. «Советский писатель», М., 1937 (в соавторстве с Л. Арнштам). Книги для детей: Вамбери, Гиз, Л., 1926 (3-е изд., М. - Л., 1930); От моря и до моря, М. - Л., 1926 (3-е изд., Гиз, 1930); Друг народа (Сун-Ят-Сен), М. - Л., 1926 (3-е изд., Гиз, М. - Л., 1930); Военные кони, М. - Л., 1927 (4-е изд., Детиздат, Л., 1935); Бетховен, Гиз, М. - Л., 1929; Чорт, М. - Л., 1929 (3-е изд., Детиздат, М. - Л., 1936); Фриц, изд. «Молодая гвардия», М. - Л., 1931; Туркменские записи, изд. «Молодая гвардия», М. - Л., 1931; Симон большевик, М. - Л., 1932 (2 изд. Детиздат, Л., 1934). Теоретические статьи: Моя работа над стихами и прозой, Профиздат, М. - Л., 1934; О ленинградских поэтах. Доклад на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей, изд. «Художественная литература», М., 1934.

Категория: а | Добавил: explorer
Просмотров: 772 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
загрузка...