Воскресенье, 19 Мая 2024, 11:01

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Файлы » а

Биография Якова Княжнина
23 Февраля 2013, 18:11

Биография

Княжнин Яков Борисович - известный драматург (1742 - 1791), сын псковского вице-губернатора.

Поступил в гимназию при Академии Наук, выучился языкам: французскому, немецкому и итальянскому. Ещё в гимназии читал Метастазия, Расина, Галлера, Геснера и написал оду.

Служил в коллегии иностранных дел , затем поступил на военную службу и был адъютантом при дежурных генералах.

В 1769 году была поставлена в эрмитажном театре, в присутствии императрицы Екатерины II , первая трагедия Княжнина «Дидона», не сходившая потом с репертуара 40 лет. При постановке «Дидоны» в Москве Княжнин сошёлся с Сумароковым и женился на его старшей дочери.

Дружба с богачом и кутилой Кариным втянула Княжнина в жизнь не по средствам: он потерял всё своё состояние и растратил около 6000 рублей казённых денег, за что определением военного суда приговорён к разжалованию. Екатерина II помиловала его и вернула ему капитанский чин.

До катастрофы Княжнин написал трагедию «Владимир и Ярополк», комедию «Скупой» и комическую оперу «Несчастие от кареты». Вынужденный катастрофой искать средств к жизни, Княжнин принялся за переводы (Вольтера, Корнеля, Кребильона, идиллий Геснера).

В 1781 году Княжнин получил место секретаря И. И. Бецкого по управлению Смольным институтом, конторой о строении садов и домов и воспитательных домов (устав последнего был редактирован Княжниным). Княжниным редактированы все деловые бумаги Бецкого. С 1781 года Княжнин давал уроки русского языка в Сухопутном Шляхетном корпусе. С. Н. Глинка вспоминает о Княжнине как о хорошем преподавателе.

В 1783 году Княжнин избран в члены Российской академии. В 1784 году с громадным успехом поставлена вторая знаменитая в своё время трагедия Княжнина «Росслав», с участием Дмитревского.

За нею последовали «Софонизба», «Владисан», «Вадим», комедии «Хвастун», «Чудаки», «Неудачный примиритель», «Траур, или Утешенная вдова», «Притворно сумасшедшая», комическая опера «Сбитенщик».

В 80-х годах XVIII столетия Княжнин пользовался славой «российского Расина». Ему поручают написать «Титово милосердие» для придворного спектакля. К тому же времени относится ряд мелких произведений Княжнина: сказки и басни, «Стансы к Богу», письмо в стихах «Ты и Вы», «Исповедание жеманихи», «От дяди стихотворца Рифмоскрыпа», послания княгине Дашковой и пр.

Незадолго до смерти трагедия «Вадим», в которой усмотрена была политическая неблагонамеренность, чуть было снова не вызвала бури в жизни Княжнина: восхваление политической свободы напуганному французской революцией правительству показалось чуть не призывом к бунту, и Княжнин поспешил взять обратно «Вадима». Пьеса не получила распространения.

Княжнин целиком подражателен, «переимчив», как метко определил его Пушкин. Пьесы Княжнина в значительной степени - переделки и позаимствования у французских и итальянских писателей: в трагедии «Владисан» образцом для Княжнина послужила вольтеровская «Меропа», «Владимир и Ярополк» - подражание «Андромахе» Расина, «Софонизба» заимствована у Триссино и у подражателя его Лоре, «Хвастун» - у Детуша и т.д.

Подобные заимствования и подражания не были недостатком в глазах современников Княжнина; пьесы его пользовались неизменным успехом. Главная заслуга Княжнина - выработка отличного, по тому времени, слога и, сравнительно с Сумароковым, лёгкого, красивого стиха.

Трагедии Княжнина имели воспитательное значение; они проникнуты идеями нравственного долга, духом патриотизма, гражданской свободы. Многие выражения из трагедий и комедий Княжнина были в своё время ходячими, общепринятыми.

Комические оперы «Сбитенщик» и «Несчастие от кареты» (последняя была любимой комической оперой Екатерины II) любопытны по своему народническому колориту. «Сбитенщик» подал мысль об устройстве в Петербурге театра для народа; он и был основан, но просуществовал недолго, за отсутствием подходящего репертуара. В опере «Несчастие от кареты» дана очень яркая бытовая картина; основная тенденция пьесы не проступает отчётливо, но картина крепостнических ужасов обрисована не менее ярко, чем в «Путешествии» Радищева.

Политическое свободомыслие Княжнина, его понимание главного социального зла того времени - крепостничества, его симпатия к «почтенным питателям рода человеческого» (слова Княжнина), отвращение к «деревенским угнетателям» не подлежат сомнению. «Деревенских угнетателей», и в весьма непривлекательном свете, Княжнин вывел в комедии «Хвастун» - в лице Простодума.

Политическое свободомыслие Княжнина ясно выражено в трагедии «Вадим» (борьба республиканца Вадима с самодержцем Рюриком; тирады в духе Руссо) и в рукописи «Горе моему отечеству», как она изложена в «Записках» Глинки (требование политических и социальных реформ).

Некоторые персонажи Княжнина стали прототипами: Честон (комедия «Хвастун») напоминает старика Гринёва из «Капитанской дочки» Пушкина, «общий друг» Трусим в «Чудаках» - грибоедовского Репетилова.

Ложноклассик в своей драматургии, Княжнин в лирике не чужд нового направления - сентиментализма. Он один из первых приветствовал «Письма русского путешественника» Карамзина; характерны также идиллии Княжнина, его переводы Галлера и Геснера.

Сочинения Княжнина были изданы четыре раза: лучшее издание 1817 года, с биографией. - См. «Записки» С.Н. Глинки; биографию в издании 1817 года; статьи В. Стоюнина в «Библиотеке для Чтения» (1850, № 5 - 7) и в «Ист. Вестн.» (1881, № 7 - 8), А. Галахова в «Отеч. Зап.» (1850), М. Логнинова в «Русском Вестнике» (1860, № 4 - 10), «Русский Архив» (1863 - 1866).

И. Е.


КНЯЖНИН Яков Борисович [1742—1791] — известный русский драматург екатерининской эпохи. Сын псковского вице-губернатора, Княжнин получил образование в гимназии при Академии наук; изучил французский, немецкий и итальянский языки. В 17 лет уже печатал стихи в журнале «Трудолюбивая пчела» Сумарокова [1759]. С 1764 был на гражданской и военной службе; проиграв казённые деньги [1773], вышел в отставку и, покинув столицу, занялся исключительно литературным трудом. Для заработка переводил Вольтера («Генриада»), Корнеля, Кребийона, Гесснера.

Литратурная известность Княжнина началась с трагедии «Дидона» [1769]; всего он написал 7 трагедий (из них: «Росслав», «Титово милосердие» — по заказу Екатерины), 4 комедии (лучшие — «Хвастун» и «Чудаки»), 8 комических опер (лучшие — «Сбитенщик» и «Несчастье от кареты»), мелодраму и ряд стихотворений, литературно незначительных. Пьесы Княжнина прочно держались в репертуаре. Княжнин пользовался славой «Российского Расина». В 1783 был выбран членом Российской академии. Последняя трагедия Княжнина «Вадим» [1789], напечатанная после смерти Княжнина [в 1793], вызвала цензурные гонения как «очень язвительная против монархической власти» и вследствие этого была изъята.

Творчество Княжнина формируется под воздействием французского классицизма XVIII в., затронутого уже влиянием мещанской драмы. Сюжеты трагедий заимствованы у Вольтера, Расина, Метастазио и др., в комедии Княжнин подражал Мольеру, Бомарше, Детушу. Трагедии Княжнина риторичны, местный колорит в них отсутствует. Комедии и комические оперы обладают большими литературными достоинствами, стройностью композиции, комическими положениями, живой обрисовкой характеров, образным и легким языком, изобилующим однако галлицизмами.

Княжнин явился выразителем психоидеологии передовых слоёв господствовавшего класса — дворянства: отсюда у него упор на обязанности монарха и гражданина. Столкновение двух идеологий — монархической и республиканской («Вадим») — разрешается Княжниным в пользу первой, но с несомненной симпатией к представителям политического свободолюбия. Быт «поселян» идеализирован в духе сентиментализма.

Сатира Княжнина в комедиях бичует французоманию, взяточничество, отсутствие сознания гражданского долга и чувства чести в дворянской среде. Его «Хвастун» — прототип гоголевского Хлестакова.

Библиография: I. Собр. сочин. Княжнина, 4 тт., СПБ., 1787 (изд. 2-е, 5 чч., СПБ., 1802—1803; изд. 3-е, 5 чч., СПБ., 1817—1818, с биографией автора — лучшее изд.; изд. 4-е, 2 тт., СПБ., 1847—1848); Вадим Новгородский, Трагедия Я. Княжнина, с предисл. В. Саводника, М., 1914; значительнейшую часть од, сатир и мелких стихотворений, биографич. очерк, прилож. к изд. сочин. Княжнина, 1818, вместе с разбором его стихотворений А. Д. Галахова, см. в «Русской поэзии XVIII в.», под ред. С. А. Венгерова, вып. IV, СПБ., 1894.

II. Стоюнин В., Княжнин-писатель, «Исторический вестник», 1881, № 7—8; Записки С. Н. Глинки, СПБ., 1895; Веселовский Ю. А., Идейный драматург, Литературные очерки, М., 1900; Замотин И., Предание о Вадиме Новгородском в русской литературе, «Филологические записки», 1899—1900; Мокульский В. Н., Комические оперетты XVIII в., Одесса, 1911; Варнеке Б., История русского театра, изд. 2-е, Казань, 1914; Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. III, М., 1925 (и в «Собр. сочин.», т. XXII, М., 1925); Всеволодский-Гернгросс В. Н., История русского театра, т. I, М., 1929; Сакулин П. Н., Русская литература, ч. 2, М., 1929.

III. Свод критических статей и перечень изданий и стихотворений Княжнина см. в «Русской поэзии XVIII в.», под ред. С. А. Венгерова, вып. VI, СПБ., 1897; Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включит., ч. 2, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914.

Категория: а | Добавил: explorer
Просмотров: 698 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
загрузка...