Воскресенье, 19 Мая 2024, 11:45

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Файлы » а

Биография Михаила Светлова
25 Февраля 2013, 12:48

Биография

Родился в бедной еврейской семье. Окончив начальное училище, в 1919 вступил в комсомол.

В 1920 - доброволец-стрелок 1-го Екатеринославского территориального полка.

В 1922 переехал в Москву; учился в Московском университете (1922-28).

Первые стихи опубликовал в 1917. В первых сборниках Светлова - «Рельсы» (1923), «Стихи» (1924), «Корни» (1925) - наряду с отвлечёнными, безличными стихами встречаются и обострённо личные, но между ними непреодолённый разрыв.

В стихах о гражданской войне в полную силу проявилась романтическая природа дарования Светлова. В «Гренаде» (1926) два плана - мир реальный, привычный, и мир далёкий, подёрнутый романтической дымкой - соединяются. Светловский образ и рождается чаще всего на пересечении дальнего и близкого, высокого и житейского («В разведке»«Рабфаковке» и др.).

Во 2-й половине 20-х гг. появляются стихи кризисные, отразившие тревоги и смятенность нэповских лет. Новая книга «Ночные встречи» (1927) - это столкновение поэта с «призраками», одинокими, ощущающими свою неуместность в «деловитое» время («Призрак» , «Похороны русалки» и др.).

Постепенно ирония становится одной из особенностей светловской поэтической манеры.

В 30-х гг. творческая активность поэта заметно снижается. Одно из лучших стихотворений этого времени - «Песня о Каховке» (1935).

С середины 30-х гг. Светлов обращается к драматургии: пьесы «Глубокая провинция» (1935), «Сказка» (1939) и др.

В годы войны Светлов был специальным корреспондентом «Красной звезды» на Ленинградском фронте, военным корреспондентом ряда фронтовых газет.

В 1942 он пишет поэму «Двадцать восемь» - о героях-панфиловцах и цикл стихов о Лизе Чайкиной. Широкое признание получило стихотворение «Итальянец» (1943).

С середины 50-х гг., после значительного перерыва, Светлов испытывает прилив творческих сил. Для сборника его стихов «Горизонт» (1959), как и для последней книги «Охотничий домик» (1964, издана посмертно), характерен переход от романтической приподнятости к естественной разговорности.

В 1967 за книгу «Стихи последних лет» Светлову посмертно присужена Ленинская премия.


СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич [1903-] - современный поэт. До 1927 член ВЛКСМ. Как поэт Светлов сформировался в 1924-1927. Входил в группу «Перевал», позднее - в РАПП. Социалистическая революция сделала Светлова поэтом и определила строй его поэзии.

Торжественный романтический пафос нашей революции - характернейшая черта творчества Светлова. В его книгах большое место занимает гражданская война - в пороховом дыму, бряцании сабель, ржании походных коней. Героика борьбы и смерти за революцию нашла себе яркое выражение в ряде лучших романтических стихотворений Светлова («Гренада», «Звёзды»,«Пирушка»«Двое»«В разведке»«Граница», поэма «Хлеб» и др.). Герои Светлова - это символы огромного духовного подъёма массы в героической борьбе. Типичен для Светлова герой «Гренады». Но мироощущение Светлова не столько активное, сколько жертвенное. Он прославляет смерть в борьбе. Светлов мастерски использует контрасты - тщательное детализирующее описание обстановки действия и действующих лиц сочетается у него с лирически приподнятым, пафосным воспеванием революции.

Скрестив в своём творчестве поэтическое оружие иронии с лирическим «intermezzo», Светлов создал своеобразный жанр стихотворного раздумья. В лиричности и в иронии Светлов оказался наследником и учеником Гейне. Но Светлов вовсе не «советская копия» Гейне. Ирония для Светлова средство отрицания не действительности в целом, а лишь отдельных её, неприемлемых для нового общества сторон и качеств. Ирония Светлова обращена и по адресу того воображаемого «железобетонного» оппонента, который захотел бы отрицать возможность большой искренней человеческой любви у людей современности. В одном из своих лучших стихотворений «Старушка» [1927] Светлов, прямо обращаясь к громыхающему «ваятелю красных человеческих статуй», иронически кается:

«Простите меня - я жалею старушек,
Но это - единственный мой недостаток». 

Ирония служит у Светлова для усиления контраста между теми явлениями будничной и вместе с тем подлинно революционной жизни, которые он хочет лирически возвысить, облагородить, и теми сторонами действительности, которые требуют устранения, отрицания. Объекты сатирического осмеяния Светлова - это схоласты, леваки, упрощенцы. Их он высмеивает преимущественно косвенно как реальных, а иногда воображаемых оппонентов (стихотворения «На море», «Живые герои», «Проводы» и др.). Ирония насыщена глубокой ненавистью в тех случаях, когда Светлов обращается к врагам революции («Нэпман» ). Иногда ирония переходит в мягкий юмор, подчёркивая тёплое, интимное отношение поэта к описываемому.

Мировоззрение Светлова, формировавшееся в годы нэпа, противоречиво. Пройдя боевую школу комсомола эпохи военного коммунизма, Светлов всё же не сумел преодолеть некоторых мелкобуржуазных интеллигентских черт. Они особенно сказались в годы восстановительного периода. Романтика гражданской войны заслонила для него на время созидательные задачи нового этапа революции. Военная опасность, одно время особенно остро грозившая Советскому Союзу с западных границ, вопринимались Светловым в 1927 («Перед боем») как явление почти «положительное». Выражая боевую готовность защищать свою социалистическую родину, Светлов в то же время представляет настроения стихийно-анархического недовольства периодом мирного строительства. Оборотная сторона этого политического настроения - пессимизм, достигающий остроты в ярком, но идейно ущербном стихотворении «Дон-Кихот» [1929]. В это же время Светлов создал ряд первоклассных стихотворений. Такова, например, «Рабфаковка» [1925], в которой Светлову удалось дать тонкую по мастерству цепь художественных сближений между девушкой-героиней гражданской войны, и рабфаковкой, берущей твердыни учебных зачётов. Таково также скупое, но крайне выразительное стихотворение «Баллада о чекисте Иване Петрове» [1933].

Нередко, когда Светлов обращается к поэтическому воплощению героических тем современности, стих его теряет лиричность, становится суше, газетней, прозаичней («Над Москвой» , ряд газетных стихов о челюскинцах и др.). Упадочные, пессимистические мотивы в настоящее время Светлов преодолевает. Светлов идёт по правильному пути, - он не отметает основного созданного им в прошлые годы, не зачёркивает свой лирико-иронический, романтический подход к действительности, а старается насытить его новым и свежим социальным материалом.

Библиография: I. Рельсы, Стихи, предисл. В. Рожицына, изд. «Молодой рабочий», Харьков, 1923; Стихи, изд. «Молодая гвардия», Л., 1924; Стихи о себе, изд. «Молодой рабочий», Харьков, 1923; Корни, Стихи, изд. «Московский рабочий», М., 1925; Ночные встречи, Стихи, изд. «Молодая гвардия», [М.], 1927; Хлеб, Поэма, изд. «Московский рабочий», М. - Л., [1928]; Книга стихов, Гиз, М. - Л., 1929; Избранные стихи, изд. «Огонёк», М., 1929; Гренада, изд. «Молодая гвардия». [М.], 1930; То же, Гиз., М. - Л., 1930, Избранные стихи (1923-1931), изд. «Федерация, М., 1932; Избранные стихи, Гослитиздат, М., 1935. Для детей: Горнист, изд. «Молодая гвардия», [М.], 1931.

II. Машбиц-Веров И. М., Корни и «корни». О поэзии Михаила Светлова, «Комсомолия», 1925, № 8; Асеев Н., М. Светлов, «На литературном посту», 1927, № 10; Пакентрейгер С., Лирика ума (М. Светлов), «Новый мир», 1927, № 10; Поступальский И., Поэзия М. Светлова, «Звезда», 1929, № 4; Рыкова Н., Михаил Светлов, «На литературном посту», 1929, № 17; Виноградов И., О творчестве М. Светлова, там же, 1929, № 20; Сурков А., Поэзия на новом этапе, «Молодая гвардия», 1931, № 5-6; Соловьёв В., Михаил Светлов, «Ленинград», 1930, № 3; Лейтес А., Перевооружение романтики. М. Светлов, «Литературная газета», 1933, № 57, 11 дек. Отзывы: Смирнов Н., «Красная новь», 1923, № 7 (о «Рельсах»); Исбах И., «Октябрь», 1924, № 1; Лаврова Кл., «Вестник книги», 1924, № 4-5; Исбах И., «Книгоноша», 1924, № 16 (о «Стихах»); Веров А., «Октябрь», 1925, № 5; Машбиц-Веров И., «Новый мир», 1925, № 6 (о «Корнях»); Оксенов Ин., «Звезда», 1927, № 8; Поступальский И., «Красная новь». 1927, № 7 (о «Ночных встречах»); Его же, «Новый мир», 1929, № 5 (о поэме «Хлеб»); Зелинский К., «Литературная газета», 1929, № 12; Зенкевич М., «Новый мир», 1930, № 2 (о «Книге стихов»).

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, М. - Л., 1928.

Категория: а | Добавил: explorer
Просмотров: 1131 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
загрузка...