Воскресенье, 19 Мая 2024, 08:09

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Файлы » а

Биография Константина Случаевского
25 Февраля 2013, 12:57

Биография

Поэзия Константина Константиновича Случевского принадлежит двум эпохам. Его дебют в «Современнике» в 1860, восторженно встреченный Ап. Григорьевым, Тургеневым, был осмеян прогрессивной критикой. Случевский надолго уходит из литературы, изучает философию и естественные науки, служит в Главном управлении по делам печати, в министерстве государственных имуществ; он приближён ко двору, имеет чин камергера. В свите великого князя путешествует по северу и северо-западу России и оставляет живо написанные, богатые фактами очерки.

С 80-х годов Случевский вновь выступает как поэт, в 1898 выходят в свет его сочинения в шести томах стихов и прозы. На переломе веков он уже признанный мэтр, окружённый учениками и почитателями; среди постоянных посетителей его «пятниц» молодые БрюсовБальмонт. Символисты охотно печатают Случевского в своих альманахах. В «Северных цветах» И. Коневской даёт восторженную характеристику Случевскому - «единственному в своём роде из русских поэтов по буйной яркости, размаху и причудливой изощрённости своей живописи»; Брюсов пишет о нём статью, назвав её «Поэт противоречий».

В 1902 выходит сборник стихов «Песни из «Уголка»». Последние циклы стихов - «Загробные песни» и «В том мире» («Русский вестник», 1902-1903). Темы Случевского - безвременье, жизнь-сон «пролгавшихся людей» с окаменевшей, «убывающей» душой. Содержанием его поэзии становится состояние дисгармонии и разлада. Он определяет себя как поэта диссонансов («смех в рыдании и тихий плач в веселии»). Точная предметная деталь соседствует со свободной фантазией, а фантастические видения обладают вещественной пластичностью. Прозаическую, обиходную речь сменяет размашистая метафоричность. При этом ему свойственны печальная искренность и «тон какого-то своеобразного простодушия» (Вл. Соловьев). Характерная черта поэзии Случевского - материализация духовного, оплотнение невещественного, ощущение неба, тумана, облаков, ветра как плотной материальной среды (даже тени «лежат, навалившись одни на других»).

Случевского привлекает состояние «переходности». Он фиксирует грани сна и яви, ясного сознания и безумия, фантазии и реальности, ночи и утра, наконец, жизни и смерти, пытаясь разгадать, «в чём смысл срединного мгновенья» («Но неизведанная тайна, /Потёмки - самый переход»). К этой пограничной ситуации, «между жизнью и смертью» поэт подходит аналитически, соединяя шестидесятнический рационализм и доверие к науке с верой в потустороннее бытие. Цикл стихов «Загробные песни» для Случевского - выполнение своего рода нравственной задачи: «...облегчить, насколько возможно, странствования мятущегося духа человека, именно в наше глубоко безотрадное время».

Тревожась о хаотичности и дисгармоничности мира, он хаос, однако, не принимает как неизбежность, но верит в конечное торжество красоты, добра, поэзии:

А Ярославна всё-таки тоскует
В урочный час на каменной стене.

Случевский К. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1988


СЛУЧЕВСКИЙ Константин Константинович [1837—1904] — поэт. Родился в дворянской семье. Воспитывался в кадетском корпусе. До 1861 был на военной службе. Главный редактор «Правительственного вестника» [1891—1902], гофмейстер, член совета Министерства внутренних дел. Стихи начал печатать в 1857.

Имя Случевского получило громкую известность, когда «Современник» напечатал несколько стихотворений молодого поэта (1860, №№ 1, 2, 3, 5). Тургенев дал им восторженную оценку (позднее, разочаровавшись в Случевском, он вывел его в образе Ворошилова в «Дыме»). Ап. Григорьев увидел в них «полет гения» («Сын отечества», 1860, №№ 6—7). Эти стихотворения («Статуя» , «Весталка» , «Мемфисский жрец» и др.) представляют действительно лучшее из написанного Случевским. Однако антиобщественная направленность эстетствующего поэта немедленно встретила отпор со стороны революционно-демократического лагеря. «Искра», боровшаяся против «чистого» искусства, высмеяла Случевского в ряде уничтожающих пародий Н. Ломана (1860, №№ 8, 25, 36). Злая пародия Добролюбова появилась в самом «Современнике» (1860, XII, «Свисток»).

Прервав поэтическую деятельность почти на 20 лет, Случевский уехал за границу. В Гейдельбергском университете он получил степень «доктора философии» (к этому периоду относится его известная переписка с Тургеневым по поводу «Отцов и детей»), а в 1866—1867 выпустил три брошюры под общим заглавием «Явления русской жизни под критикой эстетики», в которых обрушился на революционную демократию, относя «Эстетические отношения» Чернышевского «к явлениям безобразным», а работы Писарева — «к явлениям комическим».

К поэзии Случевский вернулся в 80-х гг. — в эпоху реакции, вызвавшую к жизни группу «чистых» лириков (Кусков, Апухтин ,Фофанов и мн. др.). Поэзия Случевского выражала настроения, характерные для дворянской интеллигенции 80-х гг. Мистицизм и идеализм пронизывают его философскую лирику. Её основные мотивы мечты о бессмертии, о загробной жизни, лирика, исполненная мрачного пессимизма и трагической раздвоенности, убеждённость в иллюзорности и призрачности бытия. Искусственность и риторичность, холодность и безжизненность лирики Случевского, отсутствие в ней сильных и глубоких чувств, надуманность образов, прозаизмы вместе с недоработанностью и подражательностью поэм и драматических хроник лишали поэзию Случевского успеха. Только в 90-х гг. в кругах зарождающегося декадентства возник интерес к творчеству последнего представителя поэтов старшего поколения. О нём много говорили, как о «жертве литературной свистопляски» 60-х гг., ему посвящали целые книги. Группировавшийся вокруг Случевского кружок молодых (Н. Минский, А. Коринфский, К. Фофанов , М. Лохвицкая) пытался провозгласить его «королём поэтов».

Проза Случевского — бытовые рассказы и исторические повести — лишена художественного значения.

Библиография: I. Явления русской жизни под критикой эстетики. 1. Прудон об искусстве, его переводчики и критики, СПБ, 1866. 2. Эстетические отношения искусства в действительности господина Ч., СПБ, 1866. 3. О том, как Писарев эстетику разрушал, СПБ, 1867; Сочинения, 6 тт., изд. Маркса, СПБ, 1898 (тт. I—III. Поэзия, IV—VI Проза); Песни из уголка, СПБ, 1900, и СПБ, 1902; Путевые очерки: По северу России, 3 тт., СПБ, 1886—1888; По северо-западу России 2 тт., СПБ., 1897.

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4, Л., 1924; Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902.

Категория: а | Добавил: explorer
Просмотров: 382 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
загрузка...