Воскресенье, 19 Мая 2024, 12:10

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Файлы » а

Биография Ивана Дмитриева
23 Февраля 2013, 16:58

Биография

Иван Иванович Дмитриев родился 10 (21) сентября 1760 года в с.Богородское Казанской (позднее Симбирской) губернии в семье помещика, умер — 3 (15) октября 1837 года в Москве.

В 1796—1814 занимал посты обер-прокурора Сената, министра юстиции и др. Выступил в печати в 1777.

Поэзия Дмитриева — типичный образец русского дворянского сентиментализма.

Как сатирик Дмитриев разрабатывал светские и нравоучительные темы (шутливо-сатирические сказки «Модная жена» , 1792; «Причудница» , 1794).

Сатира «Чужой толк», высмеивавшая риторическую оду, стала одним из программных произведений карамзинистов.

Многочисленные басни Дмитриева поэтичны и изящны. Переложены на музыку песни Дмитриева («Стонет сизый голубочек» и др.).

Драматическая поэма «Ермак» (1794) — первый в русской поэзии опыт романтической трактовки национально-исторического сюжета. Автор записок «Взгляд на мою жизнь» (опубликованы 1866).


Иван Иванович Дмитриев был дальним родственником и земляком Карамзина, и в литературе он выступал его учеником, последователем и соратником.

Начав военную службу четырнадцатилетним мальчиком, Дмитриев за двадцать три года дослужился до полковничьего чина и в первый год царствования Павла I вышел в отставку. Но тут его арестовали: оказалось, кто-то написал на Дмитриева анонимный донос, что он якобы готовит покушение на жизнь императора.

Через три дня обнаружилось, что донос лжив, и царь решил вознаградить невинно пострадавшего Дмитриева. Взбалмошный император, который так же легко карал, как и жаловал, вернул его на службу, на этот раз на гражданскую, и осыпал милостями и чинами. Дмитриев неожиданно сделал блестящую карьеру и в конце концов стал сенатором и министром.

Карамзин к портрету Дмитриева написал такие стихи:

Министр, поэт и друг: я всё тремя словами 
Об нём для похвалы и зависти сказал. 
Прибавлю, что чинов и рифм он не искал, 
Но рифмы и чины к нему летели сами. 

Литература стояла у Дмитриева на втором плане, и, как он сам говорил, его «деятельная пиитическая жизнь... продолжалась только одиннадцать лет» и пришлась в основном на 90-е годы XVIII века.

Писать стихи Дмитриев начал в ранней юности, но эти первые опыты сам поэт не принимал всерьёз. Сблизившись в это время с Карамзиным, он признал в нём литературного вождя и учителя. Не случайно вслед за выходом в 1795 году сборникаКарамзина «Мои безделки» Дмитриев назвал свой сборник «И мои безделки».

Литературную славу Дмитриеву принесла сатира-сказка «Модная жена» , написанная в 1791 году. Два года спустя он написал свою знаменитую сатиру «Чужой толк».

Это было злободневное произведение, в котором Дмитриев, поэт нового направления, обрушился на господствовавшую в русской классической литературе риторическую оду. С этого времени в представлении читающей публики оды становятся архаическим жанром.

В написанном в том же году стихотворении «Ермак» Дмитриев даёт описание подвигов Ермака при покорении Сибири уже не в жанре оды, а в жанре романтической баллады. Об этом стихотворении Белинский писал:

«...Это было решительное нововведение, и Дмитриев потому только не был прозван романтиком, что тогда ещё не существовало этого слова». Но «романтизм» дальнейшего развития в творчестве Дмитриева не получил. В основном оно шло по линии изящной, изысканной салонной поэзии. Огромным успехом пользовались сентиментальные песни Дмитриева, а также его мадригалы, эпиграммы, надписи в альбомы, к портретам и другие «поэтические мелочи».

Дмитриевым создано множество басен. Они написаны правильными стихами и изящным литературным языком; но, как и вся салонная поэзия Дмитриева, они далеки от народности, и это дало Пушкину право заявить, что все они «не стоят одной хорошей басни Крылова».

В 1803—1805 годах вышло издание «Сочинений и переводов» Дмитриева. Оно было, по существу, итогом его поэтической деятельности, в последующие годы он уже почти не писал.

Дмитриев умер в один год с Пушкиным, но он остался поэтом «Екатеринина века».

В. Г. Белинский так определил историческое значение Дмитриева: «...Его басни и сказки были превосходными и истинно поэтическими произведениями для того времени. Песни Дмитриева нежны до приторности, — но таков был тогда всеобщий вкус... Вообще в стихотворениях Дмитриева, по их форме и направлению, русская поэзия сделала значительный шаг к сближению с простотою и естественностью, словом — с жизнью и действительностью: ибо в нежно-вздыхательной сентиментальности всё же больше жизни и натуры, чем в книжном педантизме».

Вл. Муравьёв

Лиры и трубы. Русская поэзия XVIII века. М., Детская литература, 1973


ДМИТРИЕВ Иван Иванович [1760—1837] — поэт и баснописец. Служил при дворе; при Павле I был обер-прокурором сената, при Александре I — министром юстиции.

Литературная деятельность Дмитриева не имеет особого значения, хотя в своё время он пользовался большой популярностью. Помимо лирических стихотворений и обычных для того времени придворных од и посланий («Глас патриота на взятие Варшавы» , «Стихи на высокомонаршую милость» , «Песнь на день коронования» и т. п.), Дмитриев написал четыре книги басен (68 басен), которыми первоначально и обратил на себя внимание. В них он является одним из последних представителей той дидактической струи в русской дворянской литературе, которая определилась ещё при Сумарокове. Кроме того он один из первых пытался привить литературе элементы народной поэзии и написал ряд песен в «народном духе», из которых одна была очень популярна («Стонет сизый голубочек, стонет он и день и ночь; миленький его дружочек отлетел надолго прочь» и т. д.). Наконец Дмитриев был известен и как сатирик и юморист, чрезвычайно поверхностный. Помимо эпиграмм особенно ценилась его сатира «Чужой толк», направленная против тогдашних напыщенных одописцев, цель которых: «...награда перстеньком, нередко сто рублей, иль дружество с князьком» [что впрочем не мешало Дмитриеву самому писать такие же оды, как например написанные в один год с сатирой «Чужой толк» (1794) — «Стихи на победу графа Суворова-Рымникского, одержанную над польскими войсками, когда он в три дня перешёл семьсот вёрст» ], и сказка «Модная жена» (о «моднице», обманывающей мужа). Поэзия Дмитриева питается психологическими переживаниями среднепоместного дворянства (мотивы созерцательности и меланхолии, отчуждённости от света и тяги к патриархальному укладу). «Итак, ещё имел я в жизни утешенье внимать журчанию домашнего ручья, вкусить покойный сон под кровом, где родился, и быть в объятиях родителей моих» («К друзьям моим»). Эта настроенность, равно как и участие Дмитриева в реформе стиха и литературного языка, сближает Дмитриева с вождём поместного сентиментализма, Карамзиным. Однако интимная лирика часто заглушается в творчестве Дмитриева перепевами придворной оды («Освобождение Москвы» ) и аристократической поэзии («Видел славный я дворец» ). Смешение стилей объясняется неспособностью Дмитриева противостоять этим чуждым литературным традициям. Гораздо более уверенно прошёл по этому пути десятилетием позднее Жуковский.

Библиография: I. Лучшее издание: Сочин. Ив. Ив. Дмитриева, 2 тт., ред. и примеч. А. А. Флоридова, СПБ., 1893 (приложение к журналу «Север» за 1893). Кроме этого изд., сочин. и переводы Дмитриева выдержали раньше 6 изданий. Позднее были опубликованы письма Дмитриева к Вяземскому (СПБ., 1898) и другие («Русская старина», 1903, XII).

Категория: а | Добавил: explorer
Просмотров: 998 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
загрузка...