Воскресенье, 19 Мая 2024, 11:01

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Файлы » а

Биография Ипполита Богдановича
22 Февраля 2013, 15:24

Биография

БОГДАНОВИЧ Ипполит Фёдорович [1743–1803] — русский поэт. Происходил из небогатой дворянской семьи, учился в Московском университете. Свою литературную деятельность начал под руководством М. М. Хераскова. Редактировал журналы: «Невинное упражнение» [1763], «Санкт-Петербургский вестник» [1775–1776] и «Санкт-Петербургские ведомости» [1775–1782]. Богдановичем написаны: поэмы — «Сугубое блаженство», «На разрушение Лиссабона» [перевод одноименной поэмы Вольтера], повесть в стихах «Добромысл», драма «Славяне», большое количество стихотворений, басен, переводов и пр. Но главным произведением, доставившим Богдановичу исключительную популярность, была «Душенька» — «Древняя повесть в вольных стихах» [1775], выдержавшая пятнадцать повторных изданий.

«Душенька» написана на сюжет французского баснописца Ла Фонтена «Les Amours de Psyche», в свою очередь исходившего из «Золотого осла» Апулея. Поэма эта сыграла большую роль в развитии русского классицизма. Она освободила поэзию XVIII в. от господства витийственного стиля героических од. Волшебные приключения Душеньки во дворце Амура конечно лишены были сколько-нибудь глубокого социального содержания. Как и всё творчество Богдановича, «Душенька» преследовала одну цель — чтобы «в часы прохлад, веселья и покоя приятно рассмеялась Хлоя». Этой установкой на читателя аристократических салонов определялись художественные особенности творчества Богдановича: изящество формы, легкость языка, близкого к разговорному и т. д. В век расцвета аристократической поэзии Богданович пользовался славой великого «стихотворца». Но уже в 40-х гг. «разночинец» Белинский отверг малейшую возможность читать Богдановича: «Что же такое эта Душенька? Да ничего, ровно ничего... достоинств она не имеет никаких».

Библиография: I. Сочин. Богдановича издавались: М., 1809–1810; М., 1819 и СПБ., 1848. Последнее изд. (2 тт.) — Смирдина в его «Полных собраниях сочинений русских авторов».

II. Венгеров С. А., Русская поэзия XVIII в., т. I, вып. 3, СПБ., 1893 и т. I, вып. V, СПБ., 1895 (там же сводка критических мнений о Богдановиче).

Л. Тимофеев

Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.


Богданович Ипполит Фёдорович (1743-1803) - поэт екатерининских времён, род. 23 декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу, но по окончании московского университета в 1761 году определён был надзирателем за классами в университет, а в 1762 в комиссию о строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи.

В 1763 был прикомандирован в штат гр. П. И. Панина, а с 1764 начал службу в иностранной коллегии; с 1766 по 1769 был секретарём русского посольства при саксонском дворе. В 1799 переведён в департамент герольдии, а в 1780 членом в государственный архив, где с 1788 был председателем. 1 мая 1795 уволен от службы и в следующем году оставил Петербург. Умер в Курске 6 января 1802.

Писать стихи начал в детстве и уже 14 лет печатал их, благодаря Хераскову и Meлиссино. В 1763 он познакомился с гр. Дашковой и принимал участие в журналах, выходивших при её участии.

Около 1775 сочинил вольную повесть в стихах - «Душеньку», подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из Апулея; напечатана в первый раз была она в 1783 в Спб. и до 1841 выдержала 15 изд.; последнее в 1887 А. Суворина в «Дешёвой библиотеке». Сочинение это доставило Богдановичу известность и обратило на него внимание Екатерины II. По её поручению он написал для эрмитажного театра: «Радость Душеньки» (1786), «Славяне» (1787) - пьесы, не имевшие успеха.

С сентября 1775 он издавал «С. Петербургский Вестник», а с 1775 - 1782 редактировал «Спб. Ведомости». Кроме того он написал: «Сугубое блаженство» (поэма Спб., 1765); «Добромысл», (др. пов. в стихах. М., 1805); «Блаженство народов» (поэма, М. 1810); «Берег» (Спб., 1812); «Русские пословицы» (3 ч. Спб., 1785; здесь народные пословицы переделаны в двустишия); «Лира, или собрание разн. соч.» (Спб., 1773).

Плодом его исторических занятий осталось: «Историческое изображение России» Спб., 1777) и переводы: «Малая война, описанная майором в службе короля Прусского» (с фр., Спб., 1768); «Сокращение из проекта о вечном мире Руссо(из Сен-Пьера)» (Спб., 1771) и «Вертота, история о бывших переменах в Римской республике» (с фр. 3 ч. Спб., 1771 - 75).

Богданович оставил автобиографию (напечатана в «Отеч. Зап.», 1853, ј 4). Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809 - 1810, 6 ч.; 2-е изд. - М. 1818 - 19 гг., 4 ч.; З-е - Смирдинское, в 2 ч.. в 1848.

Из всего написанного Богдановичем историко-литературное значение имеет только «Душенька». Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII в., занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизною её содержания и формы и произвели Богдановича в «гении». «Душенька» породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь «классическое» произведение. Смерть Богдановича вызвала массу эпитафий, в которых Богданович превозносится, именно за написание «Душеньки»:

Зачем нам надписьми могилу ту чернить. 
Где Душенька одна всё может заменить 

- говорится в одной из них. В наше время в «Душеньке» можно отметить лёгкость стиха и желание, насколько позволяет официальная и нравственная цензура, побеседовать о «клубничке», благодаря которой поэма, главным образом, и имела успех у современников.

Категория: а | Добавил: explorer
Просмотров: 420 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
загрузка...