Воскресенье, 19 Мая 2024, 11:42

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Файлы » а

Биография Игоря Северянина
25 Февраля 2013, 12:50

Король поэтов

Сын офицера-аристократа. Учился в Череповецком реальном училище. Не получив законченного высшего образования, Северянин напечатал первые стихи в 18 лет в 1905.

Первый сборник «Зарницы мысли» опубликован в 1908. Причисляя себя к последователям «чистой лирики» К. Фофанова иМ. Лохвицкой, Северянин выступил с рядом формальных новшеств в поэзии. Некоторые из созданных им словообразований вошли в русскую речь (например, «бездарь», «синема», «авто»), были подсказаны им В. Маяковскому (глаголы «окалошить», «оэкранить», «огромить» и др.).

Приход Северянина в поэзию приветствовал В. Брюсов. Отрицательно отзываясь о «ресторанно-будуарной» тематике Северянина, М. Горький ценил подлинность его лирического дарования.

В 1911 Северянин возглавил течение эгофутуризма, объединив поэтов, выпускавших газету «Петербургский глашатай» (Р. Ивнев и др.). В дальнейшем примкнул к кубофутуристам.

В 1913 выпустил сборник «Громокипящий кубок», выдержавший за 2 года 7 изданий.

Он стал основателем эгофутуризма, в добавление к просто футуризму, провозгласив культ индивидуализма, возвышающегося над безликой толпой обывателей. Но это приятно щекотало самолюбие самих обывателей. С футуризмом МаяковскогоСеверянина объединяли эпатирующее озорство, презрение к милитаристскому патриотизму и издёвка над затхлым искусственным мирком смертельно скучных классицистов. Однако буржуазия, которую Северянин дразнил и издевательски подкалывал насмешками, стала его главной обожательницей.

После выступлений в Крыму с Маяковским, Д. Бурлюком, В. Каменским разошёлся с кубофутуристами.

Стихи сборников «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915), «Victoria Regia» (1915), «Поэзоантракт» (1915) и др. носят преимущественно декадентский характер, их язык отличается вычурностью, манерностью, нарочитостью, граничащей с безвкусием. Используя разнообразные размеры, до него почти не применявшиеся, Северянин смело вводил новые и, комбинируя их, изобрёл ряд стихотворных форм: гирлянда триолетов, квадрат квадратов, миньонет, дизель и др.

Весной 1918 на вечере поэзии в Политехническом музее Северянин был избран «Королём поэтов», несмотря на присутствиеБлока и Маяковского.

Называть себя гением он никогда не стеснялся, но в быту был очень прост. Юный Антокольский был потрясён, когда Северянин в его присутствии заказал в ресторане никакие не «ананасы в шампанском», не «мороженое из сирени», а штоф водки и солёный огурец.

На Февральскую революцию Северянин откликнулся стихами «Гимн Российской республике», «Моему народу», «И это - явь» (март 1917), которые вошли в сборник «Миррэлия» (Берлин, 1922). В стихотворении «Александр IV» поэт выразил свою ненависть к Керенскому, назвав его «паяцем трагичным на канате» (сборник «Вервэна», 1920).

Летом 1918 Северянин, живший тогда в Эстонии, оказался отрезанным от родины. Там вышли его сборники «Эстляндские поэзы» (1919), «Вервэна» (1920).

В 1922 Северянин выступил в Берлине совместно с В. Маяковским и А. Н. Толстым; здесь он опубликовал сборники «Миррэлия», «Менестрель», «Фея Eiole. Поэзы 1920 - 1921 гг.» (1922), роман в стихах «Падучая стремнина» (1922), в 1923 - сборники «Соловей», «Трагедия титана».

В 1925 вышел автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (Юрьев), в 1931 - сборник «Классические розы» (Белград), в 1934 - сборник сонетов «Медальоны» (там же), в 1935 - «роман в строфах» «Рояль Леандра» (Бухарест). В стихах, написанных за рубежом, Северянин воспевал родину, в трагических тонах говорил о невозможности возвращения.

В 1940 Северянин опубликовал в журналах «Красная новь», «Огонёк» стихи, в которых приветствовал вступление прибалтийских республик в «шестнадцатиреспубличный Союз». Поэзия последнего периода отличается лиричностью, отказом от вычурности, разнообразием размеров, напевностью.

Стихи Северянина положены на музыку М. Багриновским, А. Вертинским, Н. Головановым, С. Рахманиновым («Маргаритки») и др.

Северянин переводил с французского (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Прюдом и др.), немецкого (Д. Лилиенкрон), польского (А. Мицкевич), еврейского (Л. Стоуп), сербского (И. Дучич), болгарского (Х. Ботев, П. Славейков), румынского (М. Эминеску), эстонского (А. Алле, Ю. Лийв и др.), литовского (С. Нерис) языков. В 1928 Северянин издал в своих переводах антологию эстонской лирики за 100 лет.

Стихи Северянина переведены почти на все европейские языки.


Игорь Северянин (псевдоним Игоря Васильевича Лотарева) родился в 1887 году в Петербурге, умер в 1941 году в Таллине. Он учился в Череповецком реальном училище, рано посвятил себя литературной деятельности (с 1905 г.). Первый сборник его стихотворений «Зарницы мысли» издан в 1906 году, но известность ему принес сборник «Громокипящий кубок» (М., 1913), неоднократно переизданный. Затем ежегодно выходят в свет другие сборники его стихотворений: «Златолира». М., 1914; «Ананасы в шампанском». М., 1915; «Victoria Regia». М., 1915; «Поэзоантракт». М., 1915; «Тост безответный». М., 1916. Его «поэзы» в пяти томах изданы в 1916 году. В начале 1910-х годов Северянин возглавил группу эгофутуристов, а затем на некоторое время сблизился с кубофутуристами. Он приветствовал Февpальскую революцию («Гимн Российской республике», «И это - явь», «Моему народу»), но критически отнесся к Керенскому и высоко оценил деятельность Ленина. После отделения Эстонии (где он жил долгие годы) от Советской России Северянин оказался вне Родины, но продолжал много писать. Сборники его лирических стихотворений и романы в стихах печатались не только в Эстонии, но и в Берлине, Белграде, Бухаресте. Стихами, опубликованными в 1940 году в «Огоньке» и «Красной нови», он приветствовал воссоединение Эстонии с Советским Союзом. Поэзия Северянина привлекала немногих малоизвестных композиторов (Ан. А. Александрова, М. М. Багриновского, Е. В. Вильбушевича, Г. А. Гольденберга, М. Якобсона и др.). Несколько романсов на его стихотворения написал и исполнял А. Вертинский. На музыку положено сравнительно немного текстов Северянина (18), неоднократно - «Маргаритки», «Виктория Регия», «Пойте, пойте, бубенчики ландышей... ». Лишь один романс - «Маргаритки» С. В. Рахманинова - стал выдающимся произведением вокальной лирики.

Категория: а | Добавил: explorer
Просмотров: 386 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
загрузка...