Воскресенье, 19 Мая 2024, 13:40

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Файлы » а

Биография Евгения Долматовского
23 Февраля 2013, 17:02

Биография

Русский поэт, прозаик.

Сын адвоката; учился в педагогическом техникуме, с 1929 - детский корреспондент пионерской периодики («Дружные ребята», «Пионер», «Пионерская правда», где в 1930 состоялась его первая публикация).

В 1932-1934 по комсомольскому призыву работал на строительстве 1-й очереди московского метрополитена. В 1933-1937 учился в Литературном институте им. А. М. Горького.

Начал с маленькой книги стихов «Лирика» (1934), затем, постоянно расширяя объём и проблематику, выпустил сборник «Дальневосточные стихи» (1939), отразившие впечатления Долматовского о командировке в 1938 на Дальний Восток (в 1939 награждён редким в те времена орденом «Знак Почета»), «Московские рассветы» (1941), «Степная тетрадь» (1943), «Вера в победу» (1944), «Стихи издалека» (1945), «Слово о завтрашнем дне» (1949; Гос. премия СССР, 1950), «Сталинградские стихи» (1952), «О мужестве, о дружбе, о любви» (1954), «Годы и песни» (1963), «Стихи о нас» (1954), «И песня и стих» (1975), «Надежды, тревоги...» (1977), «Я вам должен сказать» (1984).

Поэзия Долматовского, с 1939 в качестве военного корреспондента участвовавшего в походе Красной Армии в Западную Белоруссию и в войне с Финляндией, а с 1941 - в боях с гитлеровцами, во многом питалась фронтовыми впечатлениями, как и его прозаическое произведение - повесть «Зелёная брама». Документальная легенда об одном из первых сражений Великой Отечественной войны (1979-1989), в которой - одной из первых в отечественной литиратуре - рассказана основанная на личном опыте автора, попавшего в 1941 в окружение и бежавшего из плена снова на фронт, правда о первых страшных месяцах войны и жестокой несправедливости сталинского государства, обвинявшего в предательстве всех советских «окруженцев» и пленников; воспоминания «Было» (кн. 1-2, 1973-1979; окончат. вариант - «Записки поэта»), рассказы и очерки.

Настоящую известность Долматовскому принесли песни на его стихи, задушевные и лиричные, отмеченные близостью к традиционному русскому городскому романсу и в то же время оживлённые свежей образностью, всегда чутко улавливающие боли и радости, ход мыслей и чувств современника - будь то старик-патриот, вступающий в неравную схватку с диверсантами («Дальняя сторожка», 1939), влюблённый, переполненный весенней радостью бытия («Всё стало вокруг голубым и зелёным...», 1941), солдат, уходящий на фронт («Моя любимая» - «Я уходил тогда в поход...», 1941), офицер, очарованный кусочком мирной жизни в горниле войны («Офицерский вальс», другое название - «Случайный вальс»), 1943), первый парень на деревне, едущий в город на учебу («Провожают гармониста в институт...», 1948), или рабочий паренёк, ждущий любимую на свидание («Сормовская лирическая», 1949).

Многие песни на стихи Долматовского вошли в популярные кинофильмы («Любимый город» - фильм «Истребители»; «Эх, как бы дожить бы до свадьбы-женитьбы» - фильм «Пархоменко»; «Тоска по родине» и «Песня мира» - фильм «Встреча на Эльбе»; «Я Земля! Я своих провожаю питомцев...» и «И на Марсе будут яблони цвести» - фильм «Мечте навстречу», и др.); многие воспринимаются как неотторжимый знак времени и даже как народные («Песня о Днепре» - «У прибрежных лоз, у высоких круч...»), «Ленинские горы», «За фабричной заставой...»«Мы жили по соседству»«Школьные годы»).

Даже там, где импульсом для создания текста служила явная или неявная идеологическая установка, сила и искренность поэтического языка, сюжетная изобретательность, версификационная гибкость сообщают текстам поэта художественную выразительность, подкрепляемую нежной или мощной красотой мелодии многих видных отечественных композиторов (в т.ч. Н. В. Богословского, В. П. Соловьева-Седого), работавших с Долматовским («Родина слышит, родина знает...», «Воспоминание об эскадрилье «Нормандия-Неман» - «Я волнуюсь, заслышав французскую речь...», «Если бы парни всей Земли...», «Венок Дуная».

Неподдельным пафосом проникнуты и публицистические, и лирические, и «жизнеописательные» поэмы Долматовского («Феликс Дзержинский», 1938; «Последний поцелуй», 1967; «Руки Гевары», 1972, о латино-американском революционере Э. Че Геваре; «Чили в сердце», 1973, о свергнутом военным переворотом демократическом президенте Чили С. Альенде; «Побег», 1974; «Хождение в Рязань», связанная с есенинскими реминисценциями, 1975; «Письма сына», 1977; «У деревни «Богатырь», 1981) - как и во многом автобиографический стихотворный роман «Добровольцы» (1956, о первых строителях метро), и поэтическая трилогия «Одна судьба» (1947).

Долматовский занимался также литературной критикой (книги «Из жизни поэзии», 1965; «Молодым поэтам», 1981), переводами, редакторской и составительской работой.

Категория: а | Добавил: explorer
Просмотров: 579 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
загрузка...