Воскресенье, 19 Мая 2024, 12:10

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Файлы » а

Биография Антиоха Кантемира
23 Февраля 2013, 17:59

Биография

Кантемир Антиох Дмитриевич [10 (21) сентября 1708, Константинополь — 31 марта (11 апреля) 1744, Париж], русский поэт-сатирик, дипломат. Сын молдавского господаря Д. К. Кантемира.

Был широко образован: в совершенстве владел несколькими языками, изучал точные и гуманитарные науки, историю русской культуры.

Литературную деятельность начал в 1725 с переводов. В политических эпиграммах и оригинальных сатирах (1729—31) выступил как смелый защитник реформ Петра I.

С 1732 посол в Великобритании, в 1738—44 — во Франции. Будучи за границей, продолжал писать сатиры, переводил Горация, Анакреонта, тщетно добиваясь печатания своих произведений в Петербурге. Сторонник теории естественного права, распространял идеи Просвещения, резко критиковал церковь и духовенство.

В 1730 Кантемир перевёл на русский язык трактат физика Б. Фонтенеля «Разговоры о множестве миров». В 1742 написал к трактату примечания, многие из которых вошли в письма «О природе и человеке», явившиеся первой попыткой создания русской философской терминологии и материалистического объяснения важнейших философских понятий.

Ввёл в оборот русские речи такие слова, как «идея», «депутат», «материя», «природа» и др.

В 1756 Синод конфисковал перевод трактата.

Прочитав трактат В. К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735), Кантемир выступил в защиту силлабического стихосложения.

Произведения Кантемира и его переводы, а также его связи с Монтескье, Вольтером и др. обострили в начале 40-х гг. его отношения с царским правительством. Однако авторитет Кантемира в европейских столицах, глубокое знание международных отношений, умение действовать в сложной обстановке войны за Австрийское наследство (1740—48) заставляли русское правительство терпеть Кантемира на ответственных дипломатических постах.

Реляции и дипломатическая переписка Кантемира содержат серьёзный анализ внешней и внутренней политики европейских государств. Большая часть их не опубликована, хранится в архивах СССР. Кантемир — один из основоположников русского классицизма и новой сатирической поэзии.

Соч.: Сочинения, письма и избр. переводы, т. 1—2, СПБ, 1867—68; [Письма], в кн.: Майков Л. Н. (сост.). Материалы для биографии Кантемира, СПБ, 1903; Собр. стихотворений, [Вступительная статья Ф. Я. Приймы], Л., 1956.

Лит.: Тимофеев Л. И., Кантемир и развитие силлабического стиха, в его кн.: Очерки теории и истории русского стиха, М., 1958; Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 4 изд., М., 1960; Плеханов Г. В., «Учёная дружина» и самодержавие. 3 раздел — А. Д. Кантемир, Соч., т. 21, М. — Л., 1925; его же, Общественная мысль в изящной литературе, там же; История философии в СССР, т. 1, М., 1968, с. 293—98.

Е. Е. Юровская, И. З. Серман


КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич, князь [1708—1744] — русский сатирик XVIII в., сын молдавского господаря, переселившегося в Россию из Турции. Получил блестящее по своему времени образование, принимал живое участие в политической борьбе, отстаивая интересы служилого дворянства («шляхетства») против «верховников». Позднее был дипломатическим представителем России за границей — резидентом в Лондоне и полномочным министром в Париже, где и умер.

Кантемир является выразителем настроений той зарождавшейся дворянской интеллигенции, «учёной дружины» (Плеханов), которая создавалась в эпоху петровских реформ и чрезвычайно живо ощущала наступившую после смерти Петра реакцию. В творчестве этой интеллигенции (Прокопович, Татищев, Кантемир и др.) оформляется идеология служилого класса — европеизовавшегося дворянства, — которая придаёт стилю ранней дворянской литературы резкий публицистический отпечаток. В творчестве Кантемира с особой силой проявляются элементы «просветительства», выражающиеся как в проповеди просвещения, так и в нападках на тёмные стороны жизни тогдашнего дворянства.

Отсюда — влечение Кантемира к сатире. Кантемир написал 9 сатир, которые составляют основу оставленного им литературного наследства; остальные его произведения — поэма «Петрида», басни и др. — мало интересны. Каждая из его сатир ставит ту или иную серьёзную общественную проблему и разрабатывает её с большой яркостью для своего времени (недаром сочинения Кантемира, не напечатанные при его жизни, расходились в большом числе рукописных списков). Помимо своих тем —«На хулящих учение»«На зависть и гордость дворян злонравных»«На бесстыдную нахальчивость», «О воспитании», «На человеческие злонравия» и т. п. — сатиры Кантемира интересны ещё своим ярким бытовым колоритом. Невежество, низкопоклонство, жадность, лицемерие, сплетни и т. п. — все эти пороки «казнятся» Кантемиром с большой едкостью, и в этом отношении он является интересным предшественником сатирических журналов Новикова и др.

В характерных для настроения тогдашнего дворянства настойчивых указаниях Кантемира на то, что главное в человеке — не «порода», а «выслуга», сказалось наступление среднего служилого дворянства на старые боярские роды. Однако в 30-х гг. XVIII в. это политическое наступление замедлилось, возникла реакция, отразившаяся в творчестве Кантемира пропагандой «златой умеренности» и «малых дел». Кантемир оставил также ряд переводов в прозе (Фонтенель, Монтескье) и в стихах (Гораций, Анакреонт). В последних он первый в русской литературе дал образцы безрифменного стиха.

Кантемир сыграл некоторую роль и в развитии русского литературного языка (им, например, введены такие слова, как «центр», «понятие», «средоточие» и др.) и стиха (он значительно приблизил силлабический стих к его переходу в силлабо-тонический, осуществлённому Тредьяковским. Специальная его работа, посвящённая стиху: «Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских»). Сочинения его «весьма много похвалялись современниками». Столетием позднее Белинский отметил, что Кантемир «своими стихами воздвиг себе маленький, скромный, но тем не менее бессмертный памятник».

Библиография: I. Впервые сатиры Кантемира были напечатаны после его смерти, в 1762, в значительно искажённом виде. Лучшее изд. сочин., писем и избранных перев. Кантемира, под ред. П. А. Ефремова, со вступ. ст. В. Я. Стоюнина, в 2 тт., СПБ., 1867—1868; Полн. собр. оригинальных стихотворений, со вступ. ст. В. Я. Стоюнина, в «Русской поэзии XVIII в.», под ред. С. А. Венгерова, вып. I, СПБ., 1893. См. также вып. VI (стр. 146—210), где помещены подробные библиографические указания и статьи о КантемиреВ. Тредьяковского, Венути, И. Баркова, Домашнева, Штелина, Новикова, СумароковаКарамзина, Белинского, Полевого и мн. др. Здесь же перечень изд. и пояснения к его сатирам и стихотворениям.

II. Кроме ст. о Кантемире В. Я. Стоюнина см. еще: Шимко И., Новые данные к биографии кн. А. Д. Кантемира, СПБ., 1891; Майков Л. П., Материалы для биографии кн. А. Д. Кантемира, СПБ., 1903; Глаголева Т. М., Материалы для полн. собр. сочин. кн. А. Д. Кантемира, «Изв. Отд. русск. яз. и словесн. Академии наук», т. XI, 1906, кн. 1 и 2; Её же, К литературной истории сатир кн. А. Д. Кантемира. Влияние Буало и Лабрюйера, там же, т. XVIII, 1913, кн. 2; Плеханов В. Г., Собр. сочин., т. XXI, М., 1925.

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910.

Категория: а | Добавил: explorer
Просмотров: 561 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
загрузка...